14:45 Викторина по творчеству М.И. Цветаевой 7 класс | |
Форма урока: учебная встреча. Класс делится на 4 команды в соответствии с литературными направлениями, существовавшими в I четверти ХХ века - символисты, акмеисты, футуристы и те, чьё творчество было индивидуально, вне этих направлений. Каждая команда для предварительной подготовки получает четыре задания. Остальные три задания заранее не оговариваются. Учебная встреча рассчитана на два академических часа. Цели встречи: углубить знания учащихся о Серебряном веке русской поэзии, творческих индивидуальностях этой литературной эпохи; уметь объяснить художественное своеобразие произведений представителей символизма, акмеизма, футуризма и тех, чьё творчество было вне этих направлений; знать литературоведческую терминологию, теорию литературы (символ, символизм, акмеизм, футуризм, ренессанс); совершенствовать навыки монологического ответа; развитие творческих способностей учащихся; развитие умения работать в коллективе. Оборудование: репродукции портретов поэтов Серебряного века, выставка книг поэтов Серебряного века Ход учебной встречи. Представить направление (символизм, акмеизм, футуризм, вне групп): дать определение, объяснить происхождение термина названия литературного направления, перечислить его представителей; история развития данного литературного направления – до 5-ти баллов. Знание биографии: дать краткую биографическую справку (назвать самые существенные факты), не называя поэта; узнать по фактам биографии поэта представителя другого литературного направления – 3 балла за краткий биографический рассказ + 2 балла за правильно названную фамилию. Конкурс чтецов: представитель каждого литературного направления рассказывает наизусть какое-либо стихотворение (на выбор) поэта-символиста, поэта-акмеиста, поэта-футуриста и вне групп (соответственно). Желательно выполнить это задание с элементами инсценировки – до 5 баллов. Поэзия – это…: рассказать о том, что такое поэзия, каково назначение поэта и поэзии с точки зрения символистов, акмеистов, футуристов и тех, кто вне групп – до 5 баллов (+3 балла дополнительно за эмблему – символ своего направления). Создание клипа: на текст стихотворения М.И. Цветаевой “Мне нравится…” создать видеоряд и объяснить жюри и зрителям свою идею и способ ее реализации – до 6 баллов. Сочинить стихотворение: по предложенным рифмам создать стихотворный текст, выразительно прочитать его – до 7 баллов. Рифмы “акмеистам” Рифмы “поэтам вне групп” Рифмы “символистам” Рифмы “футуристам” … других … миры? … стих … игры? … меня … вперёд … огня … умрёт … струной … цветов … весной … слов … пою? … погас … мою? … вас … стих … песок … тих … далёк … светит … нежней … отметит … к ней … новым … тогда … словом … города? … ру?ку … зло … звуку … число Викторина для болельщиков: вопросы на знание творчества поэтов Серебряного века, истории этого периода литературы, литературоведческой терминологии. Назовите последовательно возникновение модернистских направлений в поэзии рубежа веков (символизм, акмеизм, футуризм). Понятие “Серебряный век” возникло по аналогии с понятием “Золотой век”. Подберите синонимичные выражения первому из названных понятий (ренессанс; расцвет русской духовности). Кто из поэтов Серебряного века был “избран королем”? (И. Северянин). Назовите четвертую лишнюю фамилию: Гумилев, Мандельштам, Ахматова, Городецкий (Ахматова – псевдоним). Кто из художников слова был удостоен Нобелевской премии в 1933 году? (И. Бунин). Как называлось объединение, организация поэтов-акмеистов? (“Цех поэтов”). Кто из поэтов Серебряного века совершил путешествие по Африке? (Н. Гумилев). Что означают ахматовские строки: “Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне”? (в 1921г. расстрелян Н. Гумилев, в 1934г. – арест сына, Льва Гумилева, и мужа, Пунина). Как жизнь А. Ахматовой связана с Царским селом? (там она прожила до 16 лет и училась в женской гимназии). В стихах какого поэта встречается образ “недотыкомка серая”? (Ф. Сологуба). Кому принадлежит такое сравнение: “Стихи растут как звезды и как розы”? (М. Цветаевой). Музыка, по мнению представителей этого литературного направления, была первейшим искусством (символисты). О каком великом поэте И. Северянин писал: Он – это чудное мгновенье, Запечатленное в веках! Он воплощенье вдохновенья И перед ним бессилен прах… (об А.С. Пушкине). Продолжите известные слова А.Ахматовой: “Я научила женщин говорить…” (Ах, как их замолчать заставить). Назовите манифесты футуристов (“Пощечина общественному вкусу”, “Садок судей”, “Дохлая луна” и др). Кто из поэтов (догадайтесь о фамилии по тексту) написал следующие строки: Мой биограф будет очень счастлив, Будет удивляться два часа, Как осел, перед которым в ясли Свежего насыпали овса, Вот и монография готова, Фолиант почтенной почтенной толщины: “'О любви несчастной … В год четвертый мировой войны”. (Н. Гумилев) Назовите автора этих строк, посвященных В. Маяковскому? Певец площадных чудес – Здорово, гордец чумазый, Чтоб камнем – тяжеловес Избрал, не прельстясь алмазом. Здорово, булыжный гром! Зевнул, козырнул – и снова Оглоблей гребет – крылом Архангела ломового. Представителям каких литературных направлений принадлежат стихи: а) Как я люблю фламандское панно, Где овощи, и рыбы, и вино, И дичь богатая на блюде плоском – Янтарно-желтым отливает лоском. И писанный старинной кистью бой – Люблю. Солдат с блистающей трубой, Клубы пороховые, мертвых груду, И вздыбленные кони отовсюду! (Акмеизм) б) Как часто выразить любовь мою хочу, Но ничего сказать я не умею, Я только радуюсь, страдаю и молчу: Как будто стыдно мне – я говорить не смею. Но в близости ко мне живой души твоей Как все таинственно, так все необычайно, – Что слишком страшною божественною тайной Мне кажется любовь, чтоб говорить о ней. (Символизм) в) Нет людей. Понимаете крик тысячедневных мук? Душа не хочет немая идти, а сказать кому? Брошусь на землю, камня корою в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая. Истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев покрою умную морду трамвая. (Футуризм) г) Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы, В ветвях вздыхаю, вздохнув немею, Лелею травы, лелею нивы. Весною светлой, как вестник мая, Целую ландыш, в мечту влюбленный, И внемлет ветру лазурь немая, - Я вею, млею, воздушный, сонный. (Символизм) Назовите поэта, который познакомил М. Цветаеву и С. Эфрона (М. Волошин). Этот поэт слушал лекции в Сорбонне, в Гейдельбергском университете, учился в Петербургском (О. Мандельштам). | |
|
Всего комментариев: 0 | |