Главная » 2015 » Март » 16 » Викторина по творчеству М.И. Цветаевой 7 класс
14:45
Викторина по творчеству М.И. Цветаевой 7 класс
Форма урока: учебная встреча. Класс делится на 4 команды в соответствии с литературными направлениями, существовавшими в I четверти ХХ века - символисты, акмеисты, футуристы и те, чьё творчество было индивидуально, вне этих направлений. Каждая команда для предварительной подготовки получает четыре задания. Остальные три задания заранее не оговариваются. Учебная встреча рассчитана на два академических часа.

Цели встречи:

углубить знания учащихся о Серебряном веке русской поэзии, творческих индивидуальностях этой литературной эпохи;
уметь объяснить художественное своеобразие произведений представителей символизма, акмеизма, футуризма и тех, чьё творчество было вне этих направлений;
знать литературоведческую терминологию, теорию литературы (символ, символизм, акмеизм, футуризм, ренессанс);
совершенствовать навыки монологического ответа;
развитие творческих способностей учащихся;
развитие умения работать в коллективе.

Оборудование: репродукции портретов поэтов Серебряного века, выставка книг поэтов Серебряного века

Ход учебной встречи.

Представить направление (символизм, акмеизм, футуризм, вне групп): дать определение, объяснить происхождение термина названия литературного направления, перечислить его представителей; история развития данного литературного направления – до 5-ти баллов.
Знание биографии: дать краткую биографическую справку (назвать самые существенные факты), не называя поэта; узнать по фактам биографии поэта представителя другого литературного направления – 3 балла за краткий биографический рассказ + 2 балла за правильно названную фамилию.
Конкурс чтецов: представитель каждого литературного направления рассказывает наизусть какое-либо стихотворение (на выбор) поэта-символиста, поэта-акмеиста, поэта-футуриста и вне групп (соответственно). Желательно выполнить это задание с элементами инсценировки – до 5 баллов.
Поэзия – это…: рассказать о том, что такое поэзия, каково назначение поэта и поэзии с точки зрения символистов, акмеистов, футуристов и тех, кто вне групп – до 5 баллов (+3 балла дополнительно за эмблему – символ своего направления).
Создание клипа: на текст стихотворения М.И. Цветаевой “Мне нравится…” создать видеоряд и объяснить жюри и зрителям свою идею и способ ее реализации – до 6 баллов.
Сочинить стихотворение: по предложенным рифмам создать стихотворный текст, выразительно прочитать его – до 7 баллов.



Рифмы

“акмеистам”


Рифмы

“поэтам вне групп”


Рифмы

“символистам”


Рифмы

“футуристам”
… других

… миры?

… стих

… игры?

… меня

… вперёд

… огня

… умрёт
… струной

… цветов

… весной

… слов

… пою?

… погас

… мою?

… вас
… стих

… песок

… тих

… далёк

… светит

… нежней

… отметит

… к ней
… новым

… тогда

… словом

… города?

… ру?ку

… зло

… звуку

… число
Викторина для болельщиков: вопросы на знание творчества поэтов Серебряного века, истории этого периода литературы, литературоведческой терминологии.

Назовите последовательно возникновение модернистских направлений в поэзии рубежа веков (символизм, акмеизм, футуризм).
Понятие “Серебряный век” возникло по аналогии с понятием “Золотой век”. Подберите синонимичные выражения первому из названных понятий (ренессанс; расцвет русской духовности).
Кто из поэтов Серебряного века был “избран королем”? (И. Северянин).
Назовите четвертую лишнюю фамилию: Гумилев, Мандельштам, Ахматова, Городецкий (Ахматова – псевдоним).
Кто из художников слова был удостоен Нобелевской премии в 1933 году? (И. Бунин).
Как называлось объединение, организация поэтов-акмеистов? (“Цех поэтов”).
Кто из поэтов Серебряного века совершил путешествие по Африке? (Н. Гумилев).
Что означают ахматовские строки:

“Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне”?

(в 1921г. расстрелян Н. Гумилев, в 1934г. – арест сына, Льва Гумилева, и мужа, Пунина).
Как жизнь А. Ахматовой связана с Царским селом? (там она прожила до 16 лет и училась в женской гимназии).
В стихах какого поэта встречается образ “недотыкомка серая”? (Ф. Сологуба).
Кому принадлежит такое сравнение: “Стихи растут как звезды и как розы”? (М. Цветаевой).
Музыка, по мнению представителей этого литературного направления, была первейшим искусством (символисты).
О каком великом поэте И. Северянин писал:

Он – это чудное мгновенье,

Запечатленное в веках!

Он воплощенье вдохновенья

И перед ним бессилен прах… (об А.С. Пушкине).
Продолжите известные слова А.Ахматовой: “Я научила женщин говорить…” (Ах, как их замолчать заставить).
Назовите манифесты футуристов (“Пощечина общественному вкусу”, “Садок судей”, “Дохлая луна” и др).
Кто из поэтов (догадайтесь о фамилии по тексту) написал следующие строки:

Мой биограф будет очень счастлив,

Будет удивляться два часа,

Как осел, перед которым в ясли

Свежего насыпали овса,

Вот и монография готова,

Фолиант почтенной почтенной толщины:

“'О любви несчастной …

В год четвертый мировой войны”.

(Н. Гумилев)
Назовите автора этих строк, посвященных В. Маяковскому?

Певец площадных чудес –

Здорово, гордец чумазый,

Чтоб камнем – тяжеловес

Избрал, не прельстясь алмазом.

Здорово, булыжный гром!

Зевнул, козырнул – и снова

Оглоблей гребет – крылом

Архангела ломового.
Представителям каких литературных направлений принадлежат стихи:

а) Как я люблю фламандское панно,

Где овощи, и рыбы, и вино,

И дичь богатая на блюде плоском –

Янтарно-желтым отливает лоском.

И писанный старинной кистью бой –

Люблю. Солдат с блистающей трубой,

Клубы пороховые, мертвых груду,

И вздыбленные кони отовсюду!

(Акмеизм)

б) Как часто выразить любовь мою хочу,

Но ничего сказать я не умею,

Я только радуюсь, страдаю и молчу:

Как будто стыдно мне – я говорить не смею.

Но в близости ко мне живой души твоей

Как все таинственно, так все необычайно, –

Что слишком страшною божественною тайной

Мне кажется любовь, чтоб говорить о ней.

(Символизм)

в) Нет людей.

Понимаете

крик тысячедневных мук?

Душа не хочет немая идти,

а сказать кому?

Брошусь на землю,

камня корою

в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.

Истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев

покрою умную морду трамвая.

(Футуризм)

г) Я вольный ветер, я вечно вею,

Волную волны, ласкаю ивы,

В ветвях вздыхаю, вздохнув немею,

Лелею травы, лелею нивы.

Весною светлой, как вестник мая,

Целую ландыш, в мечту влюбленный,

И внемлет ветру лазурь немая, -

Я вею, млею, воздушный, сонный.

(Символизм)
Назовите поэта, который познакомил М. Цветаеву и С. Эфрона (М. Волошин).
Этот поэт слушал лекции в Сорбонне, в Гейдельбергском университете, учился в Петербургском (О. Мандельштам).
Категория: Викторины | Просмотров: 255 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar