Главная » 2015 » Март » 16 » Викторина по творчеству Л.Н. Толстого 5 класс
17:38
Викторина по творчеству Л.Н. Толстого 5 класс
Тема. Л.Н. Толстой. Рассказы о детях.

Цели:

1. Формировать интерес к чтению рассказов Л.Н. Толстого и умение самостоятельно читать, осмысливать и анализировать текст.

2. Закрепить знание рассказов Л.Н. Толстого.

3. Развивать речь, внимание, воображение, обогащать словарный запас.

4. Воспитывать в детях добрые чувства, видеть преимущество добра над злом.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, презентация.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Мы приветствуем гостей -

Дорогих учителей,

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Начинаем наш урок.



2. Постановка темы и цели и урока.

/1 слайд /На доске портрет Л.Н. Толстого;

эпиграф: «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать»;

выставка книг/.

- Прочитайте эпиграф нашего урока. Как вы понимаете эти слова?

- На протяжении двух недель мы читали рассказы Л.Н. Толстого. Сегодня мы познакомимся с некоторыми фактами из его биографии, а также его рассказами о детях. Обменяемся мнениями о значении этих рассказов для каждого из вас.

3. Рассказ о Льве Николаевиче Толстом.

/2-3 слайд/ Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами. Детей в семье было пятеро: 4 сына и дочка. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич через 7 лет. Воспитательницей детей была их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Дружескую привязанность к Татьяне Александровне Лев Николаевич сохранил на долгие годы. С большой любовью вспоминал о своих родителях.

/4-6 слайд/ - Посмотрите на портрет Толстого. У него открытое, умное лицо. Внимательный и проницательный взгляд.

Толстой всё время трудился. Он пахал землю /7-8 слайд/, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен.

«Уважать можно того человека, который всю жизнь трудится».

/9-11 слайд/ Он прожил 82 года, и написал много книг для взрослых и детей. Но главное, он любил детей. В то время мало было школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу для бедных детей и сам учил их. Вот так он обращался к мальчикам и девочкам – учащимся Яснополянской школы: “Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро”

Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро. О необходимости учиться и о многом другом.

4. Представление книг детьми.

- Дома вы делали обложки к прочитанным рассказам. Сейчас я попрошу выйти и кратко рассказать о том, что вы прочитали и чему учит нас каждый рассказ./12-16 слайд/

ИТОГ: Молодцы! Вы прочитали много книг, сделали правильные выводы.

- Чему же учат детей рассказы Толстого? (дружбе, взаимовыручке и т.д.)

5. Физкультминутка.

6. Знакомство с басней «Два товарища». /17 слайд/

- Мы прочитали, с вами много рассказов о детях Л.Н. Толстого и сегодня я предлагаю, вам познакомиться с басней «Два товарища».

1) Чтение текста детьми вслух.

- Сели ровно и приготовились слушать.

2) Работа над содержанием.

- О чём эта басня? /Эта басня о двух мальчиках, о двух товарищах/.

- Как вы думаете, действительно ли мальчики товарищи? Объясните почему?

3)Работа по тексту.

- Где были мальчики? Зачитайте.

- Что с ними случилось?

- Что сделал первый мальчик? Что сделал второй мальчик?

- Как повёл себя медведь? Зачитайте.

- Что сказал мальчик, который слез с дерева?

- Что ответил второй мальчик?

- Чему учит нас эта басня? /Нельзя бросать друга в беде/.

- Прочитайте предложение, которое выражает главную мысль басни.



7. Викторина. /18-24 слайд /(ответ появляется по щелчку)

- А сейчас мы проведём с вами небольшую викторину и посмотрим, на сколько внимательны вы были, читая рассказы Л.Н. Толстого.

1) В каком рассказе мальчик кричал: «Помогите, волк! Волк!» (Лгун)

2) В каком рассказе мальчик Вася закрыл собой котёнка от злых собак? (Котёнок)

3) Герою, какого рассказа пришлось идти в школу в отцовской шапке. (Филипок)

4) В каком рассказе маленький мальчик делал лоханку для своих родителей? (Старый дед и внучек)

5) В каком рассказе девочка Маша развела костёр в сенях? (Пожар)

6) С мальчиками из какого рассказа, когда они плавали в океане, случилась беда? (Акула).

ИТОГ: - Я вижу, что вы читали эти тексты, правильно ответили на все вопросы

6. Итог урока.

- Как вы думаете, какими хотел видеть детей Л.Н. Толстой?

- Давайте ещё раз прочитаем эпиграф нашего урока. Как вы понимаете эти слова?

- Чему же учат нас произведения Толстого?

А сейчас ребята подведут итог нашего урока. /25 слайд/



Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

- Спасибо всем за работу на уроке. /26 слайд/ Фото класса/

Чтоб урок прошёл не зря
Вам желаю я, друзья,
Чтоб вы с книжками дружили
И воспитанными были!
Категория: Викторины | Просмотров: 338 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar