17:38 Викторина по творчеству Л.Н. Толстого 5 класс | |
Тема. Л.Н. Толстой. Рассказы о детях. Цели: 1. Формировать интерес к чтению рассказов Л.Н. Толстого и умение самостоятельно читать, осмысливать и анализировать текст. 2. Закрепить знание рассказов Л.Н. Толстого. 3. Развивать речь, внимание, воображение, обогащать словарный запас. 4. Воспитывать в детях добрые чувства, видеть преимущество добра над злом. Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, презентация. Ход урока: 1. Организационный момент. Мы приветствуем гостей - Дорогих учителей, Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Начинаем наш урок. 2. Постановка темы и цели и урока. /1 слайд /На доске портрет Л.Н. Толстого; эпиграф: «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать»; выставка книг/. - Прочитайте эпиграф нашего урока. Как вы понимаете эти слова? - На протяжении двух недель мы читали рассказы Л.Н. Толстого. Сегодня мы познакомимся с некоторыми фактами из его биографии, а также его рассказами о детях. Обменяемся мнениями о значении этих рассказов для каждого из вас. 3. Рассказ о Льве Николаевиче Толстом. /2-3 слайд/ Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами. Детей в семье было пятеро: 4 сына и дочка. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич через 7 лет. Воспитательницей детей была их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Дружескую привязанность к Татьяне Александровне Лев Николаевич сохранил на долгие годы. С большой любовью вспоминал о своих родителях. /4-6 слайд/ - Посмотрите на портрет Толстого. У него открытое, умное лицо. Внимательный и проницательный взгляд. Толстой всё время трудился. Он пахал землю /7-8 слайд/, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. «Уважать можно того человека, который всю жизнь трудится». /9-11 слайд/ Он прожил 82 года, и написал много книг для взрослых и детей. Но главное, он любил детей. В то время мало было школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу для бедных детей и сам учил их. Вот так он обращался к мальчикам и девочкам – учащимся Яснополянской школы: “Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро” Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро. О необходимости учиться и о многом другом. 4. Представление книг детьми. - Дома вы делали обложки к прочитанным рассказам. Сейчас я попрошу выйти и кратко рассказать о том, что вы прочитали и чему учит нас каждый рассказ./12-16 слайд/ ИТОГ: Молодцы! Вы прочитали много книг, сделали правильные выводы. - Чему же учат детей рассказы Толстого? (дружбе, взаимовыручке и т.д.) 5. Физкультминутка. 6. Знакомство с басней «Два товарища». /17 слайд/ - Мы прочитали, с вами много рассказов о детях Л.Н. Толстого и сегодня я предлагаю, вам познакомиться с басней «Два товарища». 1) Чтение текста детьми вслух. - Сели ровно и приготовились слушать. 2) Работа над содержанием. - О чём эта басня? /Эта басня о двух мальчиках, о двух товарищах/. - Как вы думаете, действительно ли мальчики товарищи? Объясните почему? 3)Работа по тексту. - Где были мальчики? Зачитайте. - Что с ними случилось? - Что сделал первый мальчик? Что сделал второй мальчик? - Как повёл себя медведь? Зачитайте. - Что сказал мальчик, который слез с дерева? - Что ответил второй мальчик? - Чему учит нас эта басня? /Нельзя бросать друга в беде/. - Прочитайте предложение, которое выражает главную мысль басни. 7. Викторина. /18-24 слайд /(ответ появляется по щелчку) - А сейчас мы проведём с вами небольшую викторину и посмотрим, на сколько внимательны вы были, читая рассказы Л.Н. Толстого. 1) В каком рассказе мальчик кричал: «Помогите, волк! Волк!» (Лгун) 2) В каком рассказе мальчик Вася закрыл собой котёнка от злых собак? (Котёнок) 3) Герою, какого рассказа пришлось идти в школу в отцовской шапке. (Филипок) 4) В каком рассказе маленький мальчик делал лоханку для своих родителей? (Старый дед и внучек) 5) В каком рассказе девочка Маша развела костёр в сенях? (Пожар) 6) С мальчиками из какого рассказа, когда они плавали в океане, случилась беда? (Акула). ИТОГ: - Я вижу, что вы читали эти тексты, правильно ответили на все вопросы 6. Итог урока. - Как вы думаете, какими хотел видеть детей Л.Н. Толстой? - Давайте ещё раз прочитаем эпиграф нашего урока. Как вы понимаете эти слова? - Чему же учат нас произведения Толстого? А сейчас ребята подведут итог нашего урока. /25 слайд/ Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Только надо очень добрым быть, Чтоб в беде друг друга не забыть. И народы будут жить дружней, Если будем мы с тобой добрей. Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет. Если доброта как солнце светит, Радуются взрослые и дети. - Спасибо всем за работу на уроке. /26 слайд/ Фото класса/ Чтоб урок прошёл не зря Вам желаю я, друзья, Чтоб вы с книжками дружили И воспитанными были! | |
|
Всего комментариев: 0 | |