20:17 Урок М.Ю. Лермонтова в классе | |
Ход урока Слово учителя Вереницей идут года, И не видно черты их конечной. Лермонтов ... Он с нами навсегда, В строй живых записан он навечно! Это жизни дни его вернулись, Он в нее хозяином вошел, Именем библиотек и улиц, Пароходов, институтов, школ ... В книгах - трудным временем проверен, В ярком блеске добрых, смелых глаз. Он - живой,- не памятником в сквере Вновь и вновь рождается для нас! Павел Алдахин Учитель О творчестве великого русского поэта М.Ю.Лермонтова мы будем говорить на сегодняшнем уроке. (СЛАЙД: портрет Лермонтова) В этом году исполнилось 195 лет со дня рождения поэта, а наша любовь к нему не ослабевает, стихи его становятся всё ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы вспомним страницы биографии поэта, совершим путешествие по лермонтовским местам познакомимся со стихотворением «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…» и попробуем разгадать тайну удивительного стихотворения «Парус». (СЛАЙД: тема урока) Сделать свои маленькие открытия и узнать тайны – задача нашего урока. А в конце урока мы поделимся своими впечатлениями. Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы всё задуманное удалось; чтобы вы вынесли с урока знания, хорошее настроение. Пусть работает не только наша память, но и душа, сердце. Сегодняшний урок готовила не только я, но и ваши одноклассники. Ребята работали в творческих группах и их сообщения приоткроют нам дверь в удивительный мир поэзии М.Ю.Лермонтова. Страницы жизни М.Ю.Лермонтова ГРУППА БИОГРАФОВ 1 ученик Шёл 1814 год. В семье Марии Михайловны и Юрия Петровича Лермонтовых появился малыш. (СЛАЙД: родители) В ту тревожную ночь в доме находилась женщина, сохранявшая даже в эти трудные часы спокойствие и твёрдую решимость. Именно эта статная пожилая женщина, готовая оказать любую помощь, поставит будущего поэта на ноги, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева. (СЛАЙД: бабушка) 2 ученик Когда маленькому Лермонтову не было и трёх лет, мать умирает, но день похорон мальчик запомнил на всю жизнь. (СЛАЙД: маленький Лермонтов) Он был дитя, когда в тесовый гроб Его родную с пеньем уложили. Он помнил, что над нею чёрный поп Читал большую книгу, что кадили И прочее…и что, закрыв весь лоб Большим платком, отец стоял в молчанье… 3 ученик Воспитание Лермонтова ложится на плечи бабушки. Детство маленького Мишеля прошло в имении бабушки в Тарханах, которое находится в 100 километрах от Пензы. (СЛАЙД: Тарханы) Лермонтов получает прекрасное домашнее образование: он владел французским и немецким языками также свободно, как русским, изучал историю, географию, математику, играл на скрипке, фортепиано, хорошо рисовал акварелью. Богатая бабушка делает любимого внука наследником всего своего состояния, но с условием, что бедный отец не будет принимать участие в воспитании сына. Ссора двух самых близких людей тяжким грузом легла на чуткую душу ребёнка. 4 ученик Лермонтов часто болел, и бабушка возила внука на Кавказ. Картины величавой природы сильно действовали на восприимчивую душу, рожденную для поэзии, и она распускалась скоро, как роза при ударе лучей утреннего солнца. (СЛАЙД: Кавказ) Синие горы Кавказа, приветствую вас. Вы взлелеяли детство моё; Вы носили меня на своих одичалых хребтах, Облаками меня одевали, И я с той поры всё мечтаю о вас, да о небе… 5 ученик В 1827 году Лермонтов успешно сдаёт экзамены в Московский благородный пансион. (СЛАЙД:Москва) Переезд в древнюю столицу принёс поэту много новых впечатлений. Первая любовь, первые столкновения с миром зла и несправедливости, первые стихи. Учитель Одно из них «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…» Подготовка к восприятию стихотворения (СЛАЙД: Война 1812 года) В 1812 французский император Наполеон решился на вторжение в Россию. Началась война. Великий полководец М.И.Кутузов, командовавший в той войне русской армией, приказал покинуть своим солдатам Москву. В Кремль вошли войска Наполеона. Пожары, голод, болезни ждали французов в Москве. Кремлевские храмы были разграблены французскими солдатами. Отступая, Наполеон приказал взорвать часть стен, башен и сооружений. Однако уже в 1813 большинство храмов было приведено в порядок. Эти исторические события вдохновили поэта к написанию стихотворения о родном городе. Первичное восприятие текста Учитель читает стихотворение. Беседа Какие чувства вызывает у вас это произведение? В каких словах слышится любовь поэта к своему городу? На с. 47 в р.т. найдите 1 задание и выполните его. Прочитайте самостоятельно стихотворение и понаблюдайте, в каких ещё словах поэт выражает свою любовь к Москве. (Люблю священный блеск твоих седин И этот Кремль зубчатый, безмятежный) Как поэт называет Кремль, с кем сравнивает? (Столетний русский великан). Кремль поэт сравнивает со столетним великаном. «Столетний великан» - это метафора. Прочитайте определение слова метафора. Метафора – переносное значение слова, указывающее на сходство или различие сравниваемых предметов. Кого в стихотворении автор называет чуждым властелином? (Наполеона, занявшего Кремль) Что хотел Наполеон сделать с Кремлём? Найдите ответ в тексте (Помериться главою, низвергнуть) Как вы понимаете эти слова? Удалось ли пришельцу разбить Кремль? Докажите словами из стихотворения (Величавый Ты жив!) Подготовка к выразительному чтению Какова основная мысль стихотворения? (Любовь поэта к Родине. Поэт воспевает Кремль и гордится своей Родиной) Подготовьтесь читать стихотворение выразительно: подумайте, какой тон выберете – грустный, торжественный или радостный. Обратите внимание на паузы: они не всегда совпадают с концом строки, пользуйтесь карточками «Знаки-помощники». Работа в парах. Проверка выразительного чтения Физминутка Мы немного отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём, Руки в стороны, вперёд. Мы на пляже, Солнце жжёт, Побежим скорее в море, Окунёмся, поплывём. Заигрались мы чего-то, Надо на урок бежать. Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами картину. (включить запись шума моря) Подготовка к восприятию стихотворения Как вы думаете, что увидел Лермонтов? (СЛАЙД: морской пейзаж) Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы. Какие чувства может испытывать человек в этот момент? (человек волнуется, гордится, любуется красотой моря) Да, близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью. Какое море в тихую погоду, в бурю? (СЛАЙД: картины Айвазовского) Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты. Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус. (СЛАЙД: парус) Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус». (учитель читает стихотворение «Парус») Работа с текстом стихотворения «Парус» Как красиво лермонтовское стихотворение! Нам хочется разгадать секрет его впечатляющей силы.. В стихотворении «Парус» есть какая-то тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами. Но попробуем всё же хоть немного проникнуть в его тайну. Отгадка кроется в тексте, и нужно просто быть внимательным читателем. (СЛАЙД: текст) Анализ текста. Какими словами рисует Лермонтов море? (голубое, лазурь, луч солнца) А какого цвета парус? (белый) Белый, лазурный, голубой, золотой. (СЛАЙД: цвета) Какие это цвета? Какие чувства они рождают? (эти цвета тёплые, близкие человеку, жизнелюбивые, рождают чувство радости) (СЛАЙД: текст) Каким эпитетом о парусе поэт начинает стихотворение? (парус назван одиноким, и это вызывает чувство тоски, грусти, сожаления) Прочитаем первые 2 строки каждого четверостишия. Что рисуют нам они? ( картины природы, безбрежность неба, сияние солнца, и среди воды, ветра, воздуха – парус) Одинокий парус между небом и землёй. Прочитаем последние 2 строчки четверостиший. Чей голос звучит в них? (самого поэта, его размышления) Обратим внимание на пунктуацию, ведь в стихотворении всё важно. Первое, что бросается в глаза,- это многоточия, которые призваны разделить паузой каждое из трёх четверостиший. Пауза, которая обозначена графически многоточием, несёт в себе глубокий смысл. Пейзаж не может слиться со строками, рисующими состояние героя. Между ними пауза – многоточие. Именно такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять стихотворение и не относить его к пейзажной лирике. Сколько раз употребляется слово парус? (один) Чем потом заменяется оно? (местоимением; ищет он, кинул он, он счастия не ищет, он просит бури) Можно ли так говорить о неодушевлённом предмете? Почему Лермонтов так пишет о парусе? Почему, читая стихотворение, мы начинаем относиться к парусу, как к живому существу? (Лермонтов пишет о парусе, как о живом; говорит, что он оставил родной край; ищет не счастья, а бури. Так можно говорить про гордых и смелых людей. Работа с таблицей (СЛАЙД: таблица) Поговорим подробнее о каждой строфе, вдумаемся в каждое слово и подготовимся к выразительному чтению. Поможет нам таблица. Что читаем? Что видим? Как читаем? 1 строфа 2 строфа 3 строфа 1строфа. Что видим? (море, небо, паруса, затишье) Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться: сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова, но сколько в них силы! Как читаем 1 строфу? (спокойно, повествовательно) А теперь проследим роль глаголов. Какие глаголы относятся к парусу? Парус белеет. Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак (белый), а признак и движение паруса. А есть ли глаголы, относящиеся к морю? (нет) Движения в картинах природы нет. Везде царствует покой. 2 строфа. Что видим? ( парус, шторм, волны, ветер, мачта) Как читаем? (взволнованно, неспокойно) Природа и море оживают (играют волны, ветер свищет). А парус? ( и парус также полон напряжения: мачта гнётся и скрипит) А где сейчас по отношению к нам находится парус? (близко, мы слышим скрип мачты) Именно в час бури герой «счастия не ищет и не от счастия бежит». Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нём, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться, в этот момент поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой со стихией. 3 строфа. Что видим? (ослепляющий своей красотой морской пейзаж) Как читаем? (светло, торжественно) А где нужно находиться, чтобы увидеть эту красоту? (на палубе парусника) Какое чудо! Лермонтов подхватил нас, слил читателя с парусом. Словно хочет сказать: «Будь таким, как парус!» Лермонтовские стихи – готовая картина, её хочется нарисовать. Что бы вы нарисовали, какими красками? А прежде нас, одновременно с созданием стихотворения, это сделал М.Ю.Лермонтов. Вглядитесь в его картину. (СЛАЙД: картина М.Ю.Лермонтова «Парус») В природе воцарился покой. А парус? («А он, мятежный, просит бури») Парус назван «мятежным». Каково значение этого слова? Работа со словарём. «Мятежный» - тревожный, неспокойный, бурный. Почему именно этим эпитетом Лермонтов заканчивает стихотворение, ведь финал стихотворения – это последний аккорд, который несёт основную смысловую нагрузку. (Буря прошла, но парус не успокоился, он не в силах находиться в покое.) На какого человека похож парус? (Лермонтов воспевает сильного, борющегося человека, гордится им.) А теперь попробуем прочитать стихотворение так, как вы его поняли, прочувствовали. Постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы, выразительности, глубины. Выразительное чтение стихотворения «Парус» Лермонтов заворожил и околдовал нас трепетными и таинственными словами. Читая стихотворение «Парус», будто слушаешь музыкальные аккорды. Романс А.Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова «Парус» (СЛАЙД: романс) Ученик Многие русские композиторы обращались к этому стихотворению. Но второе рождение ему дал русский композитор Александр Варламов. Романс «Белеет парус одинокий» написан на слова Лермонтова. В музыке композитор очень хорошо передал настроение стихотворения - стремительный порыв, жажду счастья, готовность к борьбе за него. Учитель Сами по себе стихотворения без музыки и музыка без слов, конечно, могут существовать, но в единстве они сильнее! Послушаем этот романс. Обратите внимание на основное настроение романса, на характер мелодии. Вслушайтесь в звучание аккомпанемента. (прослушивание романса А.Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова «Парус») Ваши впечатления? В романсе сливаются музыка и поэзия. И исполнитель тоже привносит что-то своё. И мы разделяем вместе с поэтом и композитором восхищение дерзновенной отвагой, которой наделён парус. Заключительное слово учителя Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Но время не сказалось на тексте, который стал долговечнее камня. Каждое поколение читателей пытается разгадать тайну этого замечательного стихотворения. А парус всё белеет! Это одно из тех стихотворений, которые пробуждают « души прекрасные порывы». Оно просветляет душу, даёт место такому сильному переживанию, которое не забывается с годами. Домашнее задание. 1. Выучить стихотворение наизусть 2.По выбору: ребята, увлекающиеся рисованием, могут сделать иллюстрации к стихотворению, кто-то составит кроссворд или тестовое задание по творчеству Лермонтова, а кого-то, может быть, наш урок вдохновит на создание собственных стихотворений. Выставление мотивированных отметок за урок 1) Обязательно тем, кто специально готовился к уроку. 2) Тем, кто увидел в стихотворении не только пейзаж, но и 2-ой план стихотворения. Оценить высоко ответы тех, кто уже хорошо умеет расставлять паузы, выделять опорные слова, передавать интонацией главную идею стихотворения. Заключение. Наш урок подходит к концу. А сколько интересных встреч с произведениями М.Ю.Лермонтова вас ждёт впереди! Имя Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины. Возвращаться к М.Ю.Лермонтову можно и нужно всегда. Потому что М.Ю.Лермонтов – собеседник, М.Ю.Лермонтов – друг, М.Ю.Лермонтов – учитель. А вы сегодня были достойными его учениками. Рефлексия На доске незаконченный морской пейзаж. Добавьте, пожалуйста, лодку, если считаете, что урок был полезным и интересным, облако – если понравилось, но не всё, тучку - если скучным и неинтересным Результативность: проведение урока-исследования позволило углубить знания учащихся о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, развить эстетический вкус, познавательный интерес, творческие и коммуникативные способности, воспитать любовь к литературе. | |
|
Всего комментариев: 0 | |