Главная » 2015 » Март » 16 » Урок Л.Н. Толстого в классе
20:28
Урок Л.Н. Толстого в классе
Цели.

Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Акула».
Развитие речи, эмоциональной сферы, воображения, умения работать в группах.
Воспитание чувства сопереживания, умения оценивать свои поступки и других людей.

Оборудование.

Задание на карточках для работы в группах.

Ход урока.

Организационный момент.
Вступительная беседа. Цели урока.

- Сегодня мы познакомимся с произведением Льва Николаевича Толстого. Что вы знаете об этом писателе?

Рассказ учителя.

Лев Николаевич Толстой, граф, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна.
Рано осиротел.
Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет.
В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Командовал артиллерийской батареей на Малаховом кургане при обороне Севастополя, проявив редкую личную храбрость, награжден орденом св. Анны и медалями.
Осенью 1856 года Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну и занялся литературой.
В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это было скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Л.Н. создает школы в других деревнях.

- Рассказ называется «Акула». Как вы думаете, о ком пойдет речь в рассказе?

Давайте узнаем, правильно ли мы предположили.

3. Чтение рассказа.

Чтение первого отрывка учителем.

«Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!» - и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать.

Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку».

- Кто такой артиллерист? (служащий артиллерии, человек, который стреляет из пушки)

-Кем приходится старый артиллерист одному из мальчиков? (отцом)

Игра «Двойник»

- Как вы думаете, какие чувства испытал артиллерист? Сядьте на этот стул и расскажите. (Старый артиллерист любуется мальчиком, ему нравится, что его сын такой ловкий, шустрый, подвижный, как ящерица, ему нравится, что он хорошо плавает)

Чтение второго отрывка подготовленным учеником.

«Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула» - и все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков.

- Назад! Назад! Вернитесь! Акула! – закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего. Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей».

Игра «Двойник».

- А теперь что испытывает артиллерист? (Артиллерист находится в шоке, это высшая степень страха и ужаса)

Стоп-кадр.

- Когда матросы и артиллерист увидели акулу, что бы вы предложили им сделать? (Развернуть корабль на акулу, спустить лодку, поплыть артиллеристу самому за мальчиками)

-Давайте узнаем, что же произошло дальше?

Чтение третьего отрывка подготовленным учеником.

«Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны».

Игра «Двойник»

-Что сделали мальчики, когда увидели акулу? (Они пронзительно закричали)

- В каком состоянии человек пронзительно кричит? Расскажите. (Они испытывают страх, панику)

Стоп-кадр.

- Акула находится на расстоянии двадцати шагов от мальчиков, лодка с матросами находится далеко от мальчиков. Что вы предложите сделать в этой ситуации?

- Что может сделать артиллерист?

- Давайте узнаем, что произошло дальше.

Чтение четвертого отрывка учителем.

«Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза».

Игра «Двойник»

- Почему упал и закрыл лицо руками артиллерист? Что он чувствовал?

«Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль».

Постановка целей.

Ребята, как вы думаете, какую работу мы можем сделать с этим произведением? (составить рассказ, пересказать, проанализировать) А для чего? (развивать свою речь, быть образованным, грамотным человеком, развивать чувство сопереживания, уметь быть решительным в опасную минуту)

5. Творческая работа по произведению.

Работа в группах сменного состава.

1 группа.

Придумайте и запишите синонимы к слову смелый (мужественный, сильный духом, решительный, храбрый)

опытный(находчивый, бывалый, многоопытный, искусный, знающий, сведущий)

2 группа. Придумайте и запишите синонимы к слову веселый (радостный, шумный, жизнерадостный, беззаботный)

Проворный (шустрый, быстрый, юркий, как ящерица)

3 группа. Придумайте и запишите синонимы к слову страх (ужас, испуг, паника, шок, боязнь),

радость (веселье, ликование, жизнерадостность).

4 группа. Придумайте и запишите синонимы к слову мудрый (умный, разумный, глубокий, опытный, светлая голова, светлый ум, семи пяди во лбу, проницательный, прозорливый)

добрый (заботливый, понимающий, добросердечный, сердечный, добродетельный, добродушный)

душевный (чуткий, отзывчивый, преисполненный доброты, сердечности)

Ученики записывают синонимы, затем переходят в другую группу и обсуждают слова, дописывают ряд синонимов.

1 группа.

Составьте словесный портрет артиллериста. Опишите, как он выглядит внешне, какими чертами характера обладает, расскажите, как он любуется мальчиками, испытывает шок при виде акулы, принимает решение и стреляет из пушки.

2 группа.

Подготовьте рассказ о случившемся от имени мальчика. Расскажите, как мальчики купаются, испытывают страх при виде акулы, радость, когда акула погибает.

3 группа.

Ответьте на вопрос. Почему рассказ назван «Акула», а не «Артиллерист», ведь главный герой артиллерист?

4 группа.

Что вы можете сказать об авторе Льве Николаевиче Толстом. Лев Толстой описывает, как отец с любовью смотрит на сына. Как вы думаете, какой он отец? Как автор относится к мальчикам? Артиллерист принимает быстрое решение, он решительный, опытный. Как относится автор к артиллеристу? Лев Николаевич Толстой заставляет нас переживать, испытывать страх, радость. Как вы думаете, какой он писатель?

Проверка работы групп.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Чему мы учились?

- Кого взволновал этот рассказ?

7. Домашнее задание. Какое задание вы хотели бы получить на дом?

1 группа.

Придумайте и запишите синонимы к слову смелый

опытный

2 группа.

Придумайте и запишите синонимы к слову веселый

проворный





3 группа.

Придумайте и запишите синонимы к слову страх



радость

4 группа.

Придумайте и запишите синонимы к слову мудрый

добрый

душевный

1 группа.

Составьте словесный портрет артиллериста.

Опишите, как он выглядит внешне.

Расскажите, как он любуется мальчиками.

Как испытывает шок при виде акулы.

Как принимает решение и стреляет из пушки.

Какими чертами характера обладает.

2 группа.

Подготовьте рассказ о случившемся от имени мальчика.

Расскажите, как мальчики купаются.

Испытывают страх при виде акулы.

Радость, когда акула погибает.

3 группа.

Ответьте на вопрос.

Почему рассказ назван «Акула», а не «Артиллерист», ведь главный герой артиллерист?

4 группа.

Что вы можете сказать об авторе Льве Николаевиче Толстом.

Лев Толстой описывает, как отец с любовью смотрит на сына. Как вы думаете, какой он отец?

Как автор относится к мальчикам?

Артиллерист принимает быстрое решение, он решительный, опытный. Как относится автор к артиллеристу?

Лев Николаевич Толстой заставляет нас переживать, испытывать страх, радость. Как вы думаете, какой он писатель?

1 группа.

Как ты думаешь, как может артиллерист выглядеть внешне.

1 группа.

Опиши, какими чертами характера обладает артиллерист.

1 группа.

Опиши, какими чертами характера обладает артиллерист.

1 группа.

Расскажи, как артиллерист любуется мальчиками.

1 группа.

Расскажи, как артиллерист испытывает шок при виде акулы.

1 группа.

Расскажи, как артиллерист принимает решение и стреляет из пушки.

2 группа.

Расскажите, как мальчики купаются.

2 группа.

Расскажи, как мальчики испытывают страх при виде акулы.

2 группа.

Расскажи, как мальчики испытывают радость, когда акула погибает.

2 группа.

Расскажите, как мальчики купаются.

2 группа.

Расскажи, как мальчики испытывают страх при виде акулы.

2 группа.

Расскажи, как мальчики испытывают радость, когда акула погибает.

3 группа.

Ответьте на вопрос.

Почему рассказ назван «Акула», а не «Артиллерист», ведь главный герой артиллерист?

3 группа.

Ответьте на вопрос.

Почему рассказ назван «Акула», а не «Артиллерист», ведь главный герой артиллерист?

3 группа.

Ответьте на вопрос.

Почему рассказ назван «Акула», а не «Артиллерист», ведь главный герой артиллерист?

3 группа.

Ответьте на вопрос.

Почему рассказ назван «Акула», а не «Артиллерист», ведь главный герой артиллерист?

3 группа.

Ответьте на вопрос.

Почему рассказ назван «Акула», а не «Артиллерист», ведь главный герой артиллерист?

3 группа.

Ответьте на вопрос.

Почему рассказ назван «Акула», а не «Артиллерист», ведь главный герой артиллерист?

4 группа.

Лев Толстой описывает, как отец с любовью смотрит на сына. Как вы думаете, какой он отец?

4 группа.

Как автор относится к мальчикам?

4 группа.

Артиллерист принимает быстрое решение, он решительный, опытный. Как относится автор к артиллеристу?

4 группа.

Лев Николаевич Толстой заставляет нас переживать, испытывать страх, радость. Как вы думаете, какой он писатель?

4 группа.

Лев Николаевич Толстой заставляет нас переживать, испытывать страх, радость. Как вы думаете, какой он писатель?

4 группа.

Лев Николаевич Толстой заставляет нас переживать, испытывать страх, радость. Как вы думаете, какой он писатель?
Категория: Занятия | Просмотров: 234 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar