10:09 Сценарий внеклассного мероприятие М.И. Цветаева в начальной школе | |
Ход урока I. Организационный момент Приветствие. II/ Эмоциональный настрой - Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? ( С хорошим) - Меня это радует, тем более что у нас в гостях корреспондент газеты “Знамя” (ученик в роли корреспондента). Но чтобы ваше настроение было не просто хорошим, а отличным, проведу эмоциональный настрой. Слайд №1 (презентация) Оглянись: кругом весна поет, Солнце так безудержно смеется! Пусть оно энергией своей В душу каждого из вас прольется! Улыбнись, стараясь мир понять, Сбрось с себя ненужный груз волнений, Приготовься сердцем воспринять Глубину цветаевских творений. - Помимо того, что эти стихотворные строки дарят нам бодрость и оптимизм, они ещё о чём-то сообщают. О чем? III. Новый материал - Сегодня мы будем говорить о лирической биографии М.И.Цветаевой. “Возьмите стихи – это и есть моя жизнь”, - говорила поэтесса. Поэтому на уроке будет прчитано много стихотворений Марины Ивановны. А тема звучит так: “Красною кистью рябина зажглась…”. В конце урока вы сами объясните её название. - Ваши одноклассники приготовили интересный материал о М.И.Цветаевой. Задание классу: составить план рассказа учащихся. 1-й чтец (Слайд №2-4) 26 сентября 1992 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора московского университета, директора Румянцевского музея и основателя московского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина. 2-й чтец (Слайд №5) Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Ионн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. Лучом света высвечивается девочка, сидящая у пианино и перебирающая клавиши. 3-й чтец. “Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: “По крайне мере, будет музыкантша”. Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым догодовалым словом оказалось “гамма”, мать только подтвердила: “Я так и знала”,- и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: “До, Муся, до, а это ре, до-ре…”. Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку”. Слайд №6 (звучит музыка Шопена) зажигаются свечи под портретом. 4-й чтец Кто создан из камня, кто создан из глины, - А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти- Тем гроб и надгробные плиты… - В купели морской крещена – и в полёте Своём – непрестанно разбита! Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьётся моё своеволье. Меня – видишь кудри беспутные эти? Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной – воскресаю! Да здравствует пена – весёлая пена – Высокая пена морская! 5-й чтец Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает. Особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть – книги. С шести лет Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком. 6-й чтец Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает: “В комнате матери висел портрет бабушки. Красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано – в двадцать семь лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжёлыми веками, печальное лицо с точно кистью проведёнными бровями, правильными чертами, добрым, горечью тронутым ртом…”. 1-й чтец Вот как об этом говорит Марина в своём стихотворении “Бабушке”: Продолговатый и твердый овал, Чёрного платья раструбы… Юная бабушка! – Кто целовал Ваши надменные губы? Руки, которые в залах дворца Вальсы Шопена играли… По сторонам ледяного лица – Локоны в виде спирали. Тёмный, прямой и взыскательный взгляд, Взгляд, к обороне готовый. Юные женщины так не глядят. Юная бабушка, кто вы? Сколько возможностей вы унесли, И невозможностей – сколько? – В ненасытимую прорву земли, Двадцатилетняя полька! День был невинен, и ветер был свеж, Темные звезды погасли. - Бабушка! – Этот жестокий мятеж В сердце моём – не от вас ли?… 2-й чтец Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души. Нет, бил барабан перед смутным полком, Когда мы вождя хоронили: То зубы царёвы над мертвым певцом Почётную дробь выводили. Такой уж почёт, что ближайшим друзьям – Нет места. В изглавьи, в изножьи, И справа, и слева – ручищи по швам – Жандармские груди и рожи. Не дивно ли – и на тишайшем из лож Пребыть поднадзорным мальчишкой? На что-то, на что-то, на что-то похож Почёт сей, почётно – да слишком! Гляди, мол, страна, как, молве вопреки, Монах о поэте печётся! Почётно – почётно – почётно – архи – Почётно, - почётно – до чёрту! Кого ж это так – точно воры вора Пристреленного – выносили? Изменника? Нет. С проходного двора - Умнейшего мужа России. Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений “Стихи к Пушкину” и эссе “Мой Пушкин”, “Пушкин и Пугачев”. Слайд №7 (видеофрагмент). 3-й чтец Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливыми людьми конца XIX- начала ХХ века. Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением её чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвященные её поэтическому кумиру – Александру Блоку: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ. Имя твоё – пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту. Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В лёгком щёлканье ночных копыт Громкое имя твоё гремит. И назовёт его нам в висок Звонко щёлкающий курок. Имя твоё, - ах, нельзя! - Имя твоё - поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век. Имя твоё – поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток. С именем твоим – сон глубок. (Слайд №8) 4-й чтец В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии её мужем. И жизнь закружила их в вальсе, полном радости и грусти, тревог и разочарований (звучит вальс , юноша с девушкой танцуют). Именно ему, любимому мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи. 5-й чтец Я с вызовом ношу его кольцо! - Да, в Вечности – жена, не на бумаге! – Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге. Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови. Он тонок первой тонкостью ветвей. Его глаза – прекрасно – бесполезны! – Под крыльями раскинутых бровей – Две бездны. В его лице я рыцарству верна, - Всем вам, кто жил и умирал без страху! – Такие – в роковые времена – Слагают станы – и идут на плаху. Стихи М.Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, тогда они превращаются в удивительные по красоте песни. 6-й чтец. (Песня “Мне нравится, что вы больны не мной…” под гитару в исполнении ученика). 1-й чтец.1913 год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой – её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: “Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила её в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности… Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала её – во внутреннем”. (Раздаются звуки морских волн) 2-й чтец. Тихо плещется море. Тёмно-синее небо, мерцающие звезды и стихи: В огромном липовом саду – Невинном и старинном – Я с мандолиною иду В наряде очень длинном. Вдыхая тёплый запах нив И зреющей малины, Едва придерживая гриф Старинной мандолины. Прибором кудри разделив… Тугого шёлка шорох, Глубоко вырезанный лиф И юбка в пышных сборках. Мой шаг изнежен и устал, И стан, как гибкий стержень, Склоняется на пьедестал, Где кто-то ниц повержен. Упавшие колчан и лук На зелени так белы! И топчет узкий мой каблук Невидимые стрелы… 4-й чтец Бурные события 1917 года разделили сестёр Марину и Анастасию на три с половиной года. В мае 1921 года Марина передает сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов: Я эту книгу поручаю ветру И встречным журавлям. Давным -давно – перекричать разлуку – Я голос сорвала. Я эту книгу, как бутылку в волны, Кидаю в вихрь войн, Пусть странствует она – свечой под праздник – Вот так: из длани в длань. О ветер, ветер, верный мой свидетель, До милых донеси, Что еженощно я во сне свершаю Путь с Севера на Юг. 5-й чтец И снова разлука: с 1922 года по 1927. До встречи в Париже. Находясь в эмиграции, М.Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращённом к Б. Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти: Русской ржи от меня поклон, Ниве, где баба застится… Друг! Дожди за моим окном, Беды и блажи на сердце… Ты, в погудке дождей и бед – То ж, что Гомер в гекзаметре. Дай мне руку – на весь тот свет! Здесь – мои обе заняты. (Слайд №9) 6-й чтец Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия Ивановна узнаёт, что сестра с сыном Георгием в 1939 году возвращаются в Россию (муж и старшая дочь к тому времени уже были на родине). Однако надежды, связанные с возращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы… Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить. В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма. (Слайд №10) 5-й чтец “Я раскрыла листок. В нем две строки от друзей: “Марина погибла два года назад, тридцать первого августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина”. Звучит “Реквием” М.Цветаевой в исполнении А.Пугачевой “Уж сколько их упало в эту бездну…”. (Слайд №11) С первыми звуками песни зажигается свеча под портретом М.Цветаевой. IV. Закрепление 1) Проверка плана - Прочитайте, пожалуйста, составленный вами план. 1. Рождение М.И.Цветаевой. 2. Страсть к книгам. 3. Стихотворение “Бабушке”. 4. Пушкин в жизни Цветаевой. 5. Первый сборник стихов “Вечерний альбом” и дружба с М.Волошиным. 6. Стихотворение, посвященное Блоку. 7. Замужество М.И.Цветаевой. 8. 1913 год в жизни поэтессы. 9. События 1917 года и их последствия. 10. Разлука с 1922 по 1927 г. (с сестрой Анастасией). 11. Возвращение Цветаевой с сыном в Россию (1939 г.) 12. Арест мужа и дочери Али. 13. Высылка в Елабугу. 14. Страшная телеграмма. 2) Беседа корреспондента с учащимся - Дорогие мои, ваш рассказ о М.И. Цветаевой был безумно интересен. А почему при оформлении доски вы использовали именно листья и гроздья рябины? - Сегодня, как я понимаю, у вас состоялась первая встреча с М.И.Цветаевой, в ходе которой вы познакомились с основными этапами жизни и творчества поэтессы. Поделитесь впечатлениями. V. Итог урока - Ребята, вы устали? - М.И.Цветаева писала: “…Чтение – прежде всего сотворчество… Устал от моей вещи, значит – хорошо читал и хорошее читал. Усталость читателя – усталость не опустошительная, а творческая. Сотворческая. Делает честь читателю и мне”. Мы сегодня на уроке занимались сотворчеством. А значит 40 минут учебного времени прошло не зря. Спасибо за работу. VI. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Моё восприятие лирической биографии М.И.Цветаевой”. | |
|
Всего комментариев: 0 | |