20:25 Сценарий мероприятия ко дню рождения Лермонтова в дк | |
1. Слово учителя. Актуализация знаний, рефлексия. Викторина по уже ранее известным фактам биографии М. Ю. Лермонтова. 1) Вспомните название имения, где прошло детство поэта. 2) Ужасная судьба отца и сына - Жить розно и в разлуке умереть… Какими событиями в судьбе Лермонтова вызваны столь горькие размышления поэта? 3) Где прошли, по выражению самого поэта, «два страшных года» его жизни? 4) Какое стихотворение в один день сделало Лермонтова знаменитым и, одновременно, послужило причиной ареста поэта? 5) В чем схожи судьбы двух великих русских поэтов «золотого века» русской литературы А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова? 2. Родословная поэта. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве, в доме генерал-майора Толя у Красных ворот. По материнской линии Лермонтов происходил из старого русского степного дворянства. Добрую половину Пензенской губернии занимали поместья его ближайших родственников – Арсеньевых, Столыпиных, Верещагиных… Из прославленного рода Столыпиных происходила бабушка и поэта. Что же касается корней родословной по линии отца, то Лермонтов точно не знал, где искать их. Иногда он считал, что род его начинался в Шотландии, и мечтал: На запад, на запад помчался бы я, Где цветут моих предков поля, Где в замке пустом, на туманных горах, Их забвенный покоится прах. Иногда же поэт возводил свой род к испанскому герцогу Франсиско Лерме и фантазировал на испанские темы. Теперь точно установлено, что справедлива первая версия. Родоначальник рода Лермонтовых Георг Лермонт был шотландец, а в 1613 г. он воевал в рядах польской армии против русских, затем этот наемный рыцарь был взят в плен и остался в России. Он поступил на службу, ему были пожалованы земли в Костромской губернии. Во время второй польской войны, через 20 лет, он был убит. С одним из предков этого Лермонта, жившим в 13-ом веке, связана замечательная легенда. Он был скальд (поэт) по прозванию Томас-Рифмач. Его будто бы похитили феи и унесли в волшебный замок. Затем он вернулся к людям, рассказал, что с ним случилось, и вновь исчез – уже навсегда. Лермонтов не знал этой легенды – иначе он ее непременно бы использовал. Но удивительно, что один из самых важных его поэтических мотивов – русалка, зовущая человека в свой мир. Остатки замка Томаса Лермонта сохранились до сих пор. У Лермонтова есть несколько вариантов изображения герцога Лермы, как его себе представлял поэт. (Обращение к репродукциям картин Лермонтова «Герцог», «Герцог Лерма» (Рисунок 1, Рисунок 2)). Не удивляйтесь, но, судя по всему, рисовать Лермонтов начал еще раньше, чем писать стихи. У кого еще из русских поэтов пол в детской был покрыт сукном специально для того, чтобы мальчик рисовал на нем цветными мелками? В работах, которые можно условно объединить темой «Испанские портреты», Лермонтов проявил себя удивительно тонким портретистом. – Посмотрите на выражение лица герцога с одноименного портрета. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким представлял себе Лермонтов своего предполагаемого предка? 3. Кавказ в судьбе поэта. Затем в жизнь, а позже и в творчество будущего поэта величаво входит Кавказ. Кавказ, куда бабушка возила слабого здоровьем внука к целебным источникам и где юношей поэт познал первую любовь; Кавказ, куда Лермонтов был переведен на службу высочайшим указом за стихотворение «Смерть Поэта» в 1837 году и отправлен вновь за дуэль с сыном французского посла в 1940-ом. Кавказ, где 26-летнему Лермонтову суждено было погибнуть. Кавказ-судьба… По мере знакомства со временем, проведенным поэтом на Кавказе, вводятся пейзажи «Крестовая гора», «Вид Пятигорска» и др. (Рисунок 3, Рисунок 4) Первая вынужденная поездка Лермонтова на Кавказ за стихотворение «Смерть Поэта» в итоге обернулась для него чуть ли не захватывающим приключением – после болезни поэт провел несколько месяцев лечения на водах в Пятигорске, затем отправился в Тифлис, пребывание в котором так описал в письме одному из друзей: «С тех пор, как выехал я из России, поверишь ли, я находился в беспрерывном странствии, то на перекладной, то верхом; изъездил Линию всю вдоль от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже… Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал… Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии, как на блюдечке…» Словарная работа: Линия – линия обороны, негласная граница. «Я снял» – нарисовал. Пейзажи с романтическими видами Кавказа занимают в творчестве Лермонтова-художника одно из важнейших мест. В них он прекрасный колорист, добивающийся цветового единства, живописец, который умеет мастерски передать тонкости воздушной перспективы. До Лермонтова в живописи не было романтического Кавказа, он был только в поэзии, созданной Жуковским и Пушкиным. Стоит отметить, что многие кавказские картины и рисунки Лермонтова напоминают кавказские пейзажи в его сочинениях, но это, конечно, не иллюстрации: это разные произведения об одном и том же. Сравним: Кавказ Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно из помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ. В младенческих летах я мать потерял. Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ. Я счастлив был с вами, ущелия гор, Пять лет пронеслось: все тоскую по вас. Там видел я пару торжественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ. – Какие автобиографические факты из жизни поэта упоминаются в стихотворении? – Какое впечатление оставил Кавказ в душе лирического героя? С чем это связано? – Для чего в стихотворении используется лексика высокого стиля? – Выделите глаголы, которых не так уж и много в произведении. Какую смысловую нагрузку они несут? (Отторгнут, потерял, помнить, мнилось, повторял. Мимолетность, призрачность бытия; яркие вспышки отдельных, самых значимых событий, из которых, по сути, и состоит жизнь. Нереальность счастья. В кавказских пейзажах Лермонтова подобного трагизма бытия не ощущается, в них, скорее, восхищение первозданностью и вечностью могучей природы.) После дуэли с сыном французского посла, причиной которой стала княгиня Щербатова, поэт был определен в действующую армию на левый фланг Кавказской линии и первоначально расположился в военном лагере над крепостью Грозной. Здесь, в Чечне, Лермонтов участвовал в боевых действиях. Он проявил себя исключительно храбрым и блестящим офицером. В рапорте о сражении при реке Валерик сообщалось, что поручение, данное Лермонтову, «было сопряжено с величайшей для него опасностью от неприятеля», но что офицер этот, несмотря ни на какие опасности, «исполнил возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы». Валерик. Отрывок Чу! В арьергард орудья просят; Вот ружья из кустов выносят; Вот тащат за ноги людей И громко кличут лекарей; А вот и слева, из опушки, Вдруг с гиком кинулись на пушки; И градом пуль с вершин дерев Отряд осыпан. Впереди же Все тихо – там между кустов Бежал поток. Походим ближе. Пустили несколько гранат, Еще подвинулись; молчат; Но вот под бревнами завала ружье как будто заблистало; Потом мелькнуло шапки две; И вновь все спряталось в траве. То было грозное молчанье, Недолго длилося оно… После участия в сражениях отряд, в котором находился Лермонтов, возвратился в крепость Грозную, а затем часть отряда была переведена в Северный Дагестан и уже с другой стороны снова выступила по направлению к той самой крепости. Лермонтов был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость» и в январе 1841 года выехал в Москву, а затем и в Петербург. Введение картин и акварелей военной тематики, автопортрета Лермонтова 1837-38 гг. («Перестрелка в Дагестане», «Эпизод сражения при Валерике 11 июля 1840 г.», «Автопортрет» и др. (Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7)). Военной теме посвящено большинство рисунков и акварелей Лермонтова, где Лермонтов-баталист уверенно владеет линией, великолепно передает движение, умело строит композицию. В этот же цикл картин входит и акварельный автопортрет поэта в форме военного офицера Нижегородского драгунского полка. Лермонтов изобразил себя в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов Лермонтова. (Впечатление, которое производит автопортрет Лермонтова.) Интересна история создания «Эпизода сражения…». Лермонтов выполнил рисунок композиции, а акварелью его дописал Г. Г. Гагарин, товарищ поэта. Война на акварели изображена во всем ее драматизме, без прикрас. (Анализ представленных произведений живописи; обращение внимания на точность деталей в воспроизведении обмундирования русских офицеров, одежды горцев, как элемента национальной культуры, оружия.) 4. Лермонтов и Лопухина. «Она не гордой красотою…» Она не гордой красотою Прельщает юношей живых, Она не водит за собою Толпу вздыхателей немых, И стан е не стан богини, И грудь волною не встает, И в ней никто своей святыни, Припав к земле, не признает, Однако все ее движенья, Улыбки, речи и черты Так полны жизни, вдохновенья, Так полны чудной простоты. Но голос душу проникает, Как вспоминанье лучших дней, И сердце любит и страдает, Почти стыдясь любви своей. Варвара Александровна Лопухина, которой посвящено прочитанное стихотворение, – одна из самых глубоких сердечных привязанностей М. Ю. Лермонтова. Поэт встретился с ней в 1831 году, она была младшей сестрой друга Лермонтова Алексея Лопухина. Весной 1832 года компания молодежи с Поварской, Большой и Малой Молчановки собралась ехать в Симонов монастырь ко всенощной – молиться, слушать певчих, гулять. Солнце склонялось к Воробьевым горам, и вечер был прекрасный. Уселись на длинные линейки, запряженные в шесть лошадей, и тронулись вверх по Арбату веселым караваном. Случайно во время этой поездки Лермонтов оказался рядом с Варенькой Лопухиной. Минувшей зимой шестнадцатилетнюю Вареньку привезли в Москву на ярмарку невест. Она только одну зиму выезжала и еще не успела утратить ни свежести деревенского румянца, ни сельской естественности и простоты. Это делало ее не похожей на московских барышень, у которых все было рассчитано: каждый жест, поза, улыбка. Варенька была пылкая, восторженная, поэтическая натура. Сельское уединение и чтение романов сделали ее мечтательной. Но эта мечтательность умерялась природной живостью, веселостью и общительностью. Свою склонность помечтать она не выказывала, а, наоборот, стыдилась как слабости. Была блондинка с черными глазами. Это придавало ей особую прелесть. Каждая перемена настроения, мимолетное чувство и мелькнувшая мысль отражались на ее подвижном лице. А.П. Шан-Гирей пишет: «Как теперь помню ее ласковый взгляд и светлую улыбку: ей было лет пятнадцать-шестнадцать, мы же были дети и сильно дразнили ее, у ней на лбу чернелось маленькое родимое пятнышко, и мы всегда приставали к ней, повторяя: «У Вареньки родинка, Варенька уродинка». Она была одних лет с поэтом, и это было, между прочим, причиной многих страданий для Лермонтова, потому что Варенька по годам своим была членом общества, когда ровесник ее, Мишель, все еще считался ребенком. Характер ее, мягкий и любящий, увлекал его. Он, сопоставляя себя с нею, находил себя гадким, некрасивым, сутуловатым горбачом: так преувеличивал он свои физические недостатки. Переезд Лермонтова в 1832 г. в Петербург и зачисление в школу юнкеров помешали обоюдному чувству развиться, а военная служба и светские увлечения на время заслонили образ любимой девушки. Между тем молчание Лермонтова заставило Варвару Александровну, вероятно, под влиянием родителей в 1835 г. выйти замуж за Н. Ф. Бахметева, человека не молодого. Лермонтов тяжело пережил эту, по его мнению, измену любимой женщины, и горечь утраченной любви надолго окрасила его творчество. Фамилию Варвары Александровны по мужу он не признавал. Посылая ей в 1840 или 1841 гг. новую переделку поэмы «Демон», он в посвящении к поэме из поставленных переписчиком букв В. А. Б. несколько раз перечеркивает Б. и ставит Л. Последний раз они видятся мимолетно в 1838 г., когда Варвара Александровна проездом за границу посещает вместе с мужем Петербург, а Лермонтов в это время служит в Царском Селе. Введение портретов Лопухиной («В. А. Лопухина»; «Эмилия», героиня драмы «Испания», 1830-31 гг., предполагается, что написана с В. А. Лопухиной и др. (Рисунок 8, Рисунок 9)). Чувства, которые вызывают портретные изображения Лопухиной. 5. Подведение итогов урока. Рефлексия. Гениальность и многогранность натуры Лермонтова поистине поразительна. Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы творчество поэта, не оборви его жизнь 15 июля 1841 г. дуэльный выстрел у подножия горы Машук. Исследователи полагают, что не только в литературе, но и в живописи Лермонтов стоял на пороге замечательных открытий. Д/з: Сочинение-миниатюра или устное высказывание «Живопись М. Ю Лермонтова как отражение судьбы поэта». Найти произведения поэта (литературные), посвященные В. А. Лопухиной. | |
|
Всего комментариев: 0 | |