Главная » 2015 » Март » 16 » Сценарий литературной викторины М.И. Цветаева 9 класс
10:19
Сценарий литературной викторины М.И. Цветаева 9 класс
Ход урока

1. Организационный момент

- Добрый день! Давайте, ребята, начнём наш урок с добрых улыбок, подаренных друг другу. А вот теперь, пожалуйста, садитесь!

- Добрый день уважаемые гости , родители, учителя . Сегодня у нас не обычный урок. Пока к нему мы готовились , было много споров и сомнений. Чтобы найти ответы на некоторые вопросы, мы побывали в детской библиотеке, с помощью родителей посетили сайты всемирной сети Интернет. И, вот сегодня, на Ваш суд мы представляем нашу работу, посвященную Марине Ивановне Цветаевой, женщине – поэту, чьё творчество всегда вызывало неослабевающий интерес.

- Тема нашего урока - «Марина Ивановна Цветаева. Биография поэта и поэтическое творчество.». Слайд № 1.

- Как вы думаете, какова цель сегодняшнего занятия?

Ученик: Я думаю цель урока познакомится с жизнью и творчеством поэтессы, почитать ее стихи.

- Мне кажется, что сегодня мы должны узнать основные вехи жизни Цветаевой, важнейшие даты её жизни, имена тех людей, которые были близки этому человеку. И, конечно, прочитать, а потом и анализировать стихотворения Марины Ивановны.

Слайд № 2.

- Итак.....

1 ученик: 26 сентября 1892 года в г. Москве, в самом сердце города – в небольшом по Трёхпрудному переулку уютном доме, в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева родилась дочь Марина.

Слайд №3-4



2 ученик:

Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья.

Я родилась.



Спорили сотни Колоколов День был субботний Иоанн Богослов.



Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.

3 ученик: Отец, Иван Владимирович Цветаев – был выходец из семейства священников, неимоверным трудом достиг больших успехов в науке став профессором-искусствоведом и филологом.

Слайд № 5

4 ученик: Мать, Мария Александровна Мейн – талантливая, владевшая 4четырьмя языками, одарённая пианистка, открывшая перед детьми , а их у Цветаевых было трое, чудесный мир природы и давшая в руки лучшие в мире книги. Но её талант распространился только на свою семью

Слайд №5

5 ученик: Детство Марины протекало в старинном городке Тарусе на Оке. Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски. А уже будучи гимназисткой, Марина Цветаева выпустила на личные деньги свой первый сборник – «Вечерний альбом».

Слайд №6

6 ученик :Это было в 1910 году. Стихи никому не известной поэтессы не только не затерялись, но и вызвали положительные отклики великих мастеров и требовательных знатоков стиха. Ее юношеские стихи поражают искренностью, они плавны, напевны, легко запоминаются.

7 ученик: Зимой 1911 гг. Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию (Асю) приглашают провести лето в восточном Крыму, в Коктебеле, где Марина Ивановна знакомится со своим будущим мужем Сергеем Яковлевичем Эфроном.

Слайд №7

8 ученик У Марины Ивановны родилось трое детей: старшая Ариадна, младшая Ирина, которая умирает в младенческом возрасте от голода и сын - Георгий.

Слайд №8-9

- Марина Цветаева – поэт огромного таланта. Она писала о том, что видела, о тех, кого любила и уважала; но всё, о чем бы она ни писала, она пропускала через свое сердце, через свою душу. Не случайно поэзию Цветаевой называют «поэзией ее души».

- Вся ее жизнь стала величайшим испытанием для нее. Испытанием духа, характера, таланта.

Слайд №10

- Она никогда не хотела выглядеть жалкой, напрашиваться на сочувствие. Она гордо считала себя счастливой.

- Марина Ивановна Цветаева ушла из жизни 31 августа 1941 года, оставив значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Настоящее в искусстве не умирает.

Слайд №11-12

- В каждом виде искусства имеются свои средства выражения мыслей, чувств автора.

- Скажите пожалуйста ребята, а с помощью чего выражает свои чувства, красоту художник? (ответы детей)

-А в литературе с помощью чего они выражаются? (эпитеты, метафоры, сравнения).

- Объясните, что обозначает каждое из этих средств. (дети готовят задание заранее, дома)

Эпитет – образное художественное определение, содержащее оценку автора.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой.

Олицетворение – воплощение каких-нибудь черт, свойств живого существа.

(Слова вывешиваются на доске)

-Сегодня мы познакомимся с произведением из первого сборника "Вечерний альбом" М.Цветаевой “Наши царства”.

- Учитель читает стихотворение. Учащиеся рассказываю, что рисовало их воображение во время чтения стихотворения. Перечитывают произведение, находят все художественные средства, о которых упоминали.

(“Деревья нам качели.”– сравнение ; “ Владенья наши царственно-богаты,” – эпитет; “ Мы обе -- феи ” – сравнение;"Двух диких девочек" - эпитет; "И воздух летний свеж" - эпитет).

- Читаем выразительно стихотворение.

- Что значит, читать выразительно? (Повторяют правило выразительного чтения).

ПРАВИЛО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Представить в своём воображении то, о чём читаешь.
Выбрать правильный тон.
Выбрать правильный темп.
Правильно расставлять логическое ударение, паузы.
Выразить своё отношение к воображаемому.

Чтение произведения учащимися (1-2 человека)

- Все ли было понятно при прочтении стихотворения? ( вместе объясняем незнакомые слова);

Подведение итогов работы:

Чему посвящено данное стихотворение? (детству, природе)
Образ чего особенно ярок в данном стихотворении? (образ детства)
О каких феях рассказывает нам автор стихотворения, кого он подразумевает под феями? (Сестры Цветаевы)



Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны, чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы , и тогда стихотворения превращаются в удивительные по красоте романсы. Послушайте романс на стихи Марины Цветаевой.

РЕФЛЕКСИЯ (ладошки)

Домашнее задание:

- подготовить выразительное чтение стихотворения;

- по желанию, выучить наизусть;

Спасибо за урок!!!

Марина Цветаева

Наши царства

Владенья наши царственно-богаты,

Их красоты не рассказать стиху:

В них ручейки, деревья, поле, скаты

И вишни прошлогодние во мху.

Мы обе -- феи, добрые соседки,

Владенья наши делит темный лес.

Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки

Белеет облачко в выси небес.

Мы обе -- феи, но большие (странно!)

Двух диких девочек лишь видят в нас.

Что ясно нам -- для них совсем туманно:

Как и на всё -- на фею нужен глаз!

Нам хорошо. Пока еще в постели

Все старшие, и воздух летний свеж,

Бежим к себе. Деревья нам качели.

Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..

Но день прошел, и снова феи -- дети,

Которых ждут и шаг которых тих...

Ах, этот мир и счастье быть на свете

Ещё невзрослый передаст ли стих?
Категория: Сценарий | Просмотров: 319 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar