22:08 Сценарий литературной викторины А.П. Чехова для старшеклассников | |
Задачи: Образовательные: развивать навыки анализа прозаического текста, обогащать представление о художественной детали; активизировать словарь учащихся: лексику разнообразной тематики; заложить основу умения сравнивать художественные произведения одного и того же жанра на разные темы; формировать умение пересказывать близко к тексту, не нарушая логики, выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать. Воспитательные: подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им; развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников; воспитывать потребность общения друг с другом, учителями в неформальной, почти домашней обстановке; продолжить формирование интереса к предмету. Развивающие: развивать творческое видение учащихся, воображение, память; формировать умение грамотно работать с книгой. ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания – Мы с вами завершили работу с пьесой, вместе с Митиль и Тильтилем обретали истинное зрение, открывали для себя души предметов, учились сочувствовать, понимать. Вместе с Константином Бальмонтом вдыхали «аромат солнца», смотрели на мир глазами японского поэта Кобаяси Иссы и восхищались окружающими предметами. – Дома вы тоже пытались выразить свои чувства в собственных хокку. Поработайте в группах и выберите те из сочинённых хокку, которые наиболее проникнуты трепетной любовью к природе, к окружающему миру. (3 минуты) III. Сообщение темы, задач урока – Вы хорошо справились с заданием и нам предстоит начать работу со следующей главой. Прочитайте её название. – Как вы думаете, о чём пойдет речь в этой главе? Почему автора литературного произведения называют великим актёром и поэтом? – Помните ли вы своё раннее детство? С какого возраста ваши воспоминания точные, яркие? Всё ли вы помните из детства, когда вам было 3 года? – Сегодня мы попробуем увидеть мир глазами трёхлетнего ребёнка, героя рассказа Антона Павловича Чехова «Гриша», попытаемся оценить его живое, свежее, наивное мировосприятие. – Знакомы ли вам выражения, когда поведение взрослых сравнивается с детским IV. Изучение нового материала 1.– Знаком ли вам автор этого произведения? Какой рассказ мы уже читали? («Ванька») – Расширим свои знания о жизни А.П.Чехова. (Сообщение сведений из биографии А.П. Чехова.) 2. Первичное чтение рассказа «Гриша» Бурнус – плащ с капюшоном; паяц – клоун. – После прочтения выскажите свои мысли и чувства. – Определите жанровую принадлежность произведения. На доске таблица с жанрами произведений Сказка Былина Басня Рассказ Повесть Роман (Рассказ – небольшое прозаическое произведение, описано одно, реже – несколько событий с малым количеством действующих лиц). – Какой по настроению этот рассказ? Учитель начинает чтение, продолжают хорошо читающие ученики. 3. Беседа после прочтения – Найдите описание того, каким был мир Гриши до выхода на прогулку по бульвару. – Можно ли по описанию «четырёхугольного мира» понять, что он увиден глазами совсем маленького мальчика. – На какие части делится его домашнее пространство? – Как он воспринимает всё окружающее его? – Как оправдывает существование других людей? Домашнее пространство – обжитое: детская и столовая, просто знакомое: комната с красными креслами и не обжитое: папин кабинет. В обжитом пространстве Гриша знает все предметы. Всё, что окружает Гришу, он сопоставляет и сравнивает: мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу. Значение вещей Гриша тоже понимает в силу своего возраста: часы существуют для того, чтобы «махать маятником и звонить». Существование других людей Гриша оправдывает только теми их действиями, которые связаны с ним. Всё его восприятие мира замкнуто на нём самом. – Сделайте вывод о восприятии мира трёхлетним ребёнком. – Что же произошло в жизни Гриши? (Он вышел на прогулку по бульвару). – Мир вокруг него такой же или Гриша воспринимает его по-другому? 4. Работа в группах 1 группа – Как Гриша воспринимает «новый мир»: людей, животных? Можно ли сказать, что главное в его крошечном опыте СРАВНЕНИЕ и ПОДРАЖАНИЕ? (Подтвердите строками из текста) Всех людей, которые встречаются Грише на улице, он считает папами и мамами, тётями, нянями, сравнивая их с собственными папой, мамой,.. Все реакции на новое носят подражательный характер, он всегда смотрит на няню: если няня не боится, значит и ему не страшно. Шагает в такт солдатам. Собак сравнивает с кошками. 2 группа – Пытаются ли понять Гришу окружающие его люди: няня, мама? Докажите. Взрослые игнорируют внутренний мир ребёнка, особенно няня, она не понимает, что Грише жарко, что у него не сформировано понятие своего и чужого, не обращает на него внимания до тех пор, пока Гриша не начинает мешать, разрешает кухарке дать ему водки, хотя это вредно маленькому ребёнку. 3 группа – Впечатлительный ли мальчик Гриша? Найдите слова, выражающие чувства и переживания героя. Сочувствует ли ему автор? Докажите. Душа наполняется чувством наслаждения, не выносит своего возбуждения, начинает плакать. Вспомните, как Гриша воспринимал лошадей, солдат, кошек, дом, куда он попал с няней, печку? Всё поведение Гриши описано с большим сочувствием. Гриша очень восприимчивый и впечатлительный мальчик. 4 группа – Как понимаете смысл последнего предложения? 5 группа Найдите изобразительные средства языка. 5. Определение темы, основной мысли (идеи) произведения – Определите широкую и узкую темы данного рассказа. (Жизнь людей. – Мир трехлетнего ребенка) – Как можно было бы по другому озаглавить этот рассказ? – Какой эпизод особенно затронул? Что показалось непонятным? – Определите идею текста? Автор показывает контраст между свежим детским восприятием, которое жадно впитывает всякое новое впечатление, которое распахнуто навстречу миру, и равнодушными реакциями взрослых людей. Контраст между значительностью нового опыта, грандиозностью новых впечатлений и прозаическим выводом мамы – ирония жизни. IV. Подведение итогов урока – Что можно сказать Грише и его окружающим, чтобы не возникала такая ирония жизни? V. Домашнее задание Кратко пересказать текст от лица главного героя. Составить устный рассказ «Современный город глазами Гриши» | |
|
Всего комментариев: 0 | |