19:53 Сценарий литературного праздника посвященный М.Ю. Лермонтова для подростков | |
Тема: «Творчество М.Ю.Лермонтова» Цель: - обобщить знания учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова; - отрабатывать навыки беглого , выразительного , орфоэпически правильного чтения ; - развивать память, речь; - воспитывать любовь к русской классической поэзии посредством прослушивания стихотворений Лермонтова, прививать любовь к Родине. Оборудование: мультимедийная презентация Тип урока: обобщающий Форма проведения: литературная гостиная( родители и дети) Подготовка к уроку: на урок приглашаются родители; учащиеся готовят наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы и задач урока. В этом году исполняется 168 лет со дня гибели великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Он погиб на дуэли под Пятигорском совсем еще молодым человеком. И сегодняшний урок мы посвящаем М.Ю.Лермонтову, который написал около 400 стихотворений , около 25 поэм, 5 драм и 7 повестей. У нас на уроке присутствуют гости – это ваши родители. Итак, давайте вспомним интересные факты из жизни поэта. Мультимедийная презентация Слайд 1. Учитель: Он не имел ни брата, ни сестры, И тайных мук его никто не ведал. До времени отвыкнув от игры, Он жадному сомненью сердце предал И, перзрев детства милые дары, Он начал думать, строить мир воздушный, И в нем терялся мыслию послушной… Это строки из поэмы М.Ю.Лермонтова «Сашка». Их с полным правом можно отнести и к жизни самого поэта. Слайд2. Ученик 1: Родился великий русский поэт в Москве 15 октября 1814 года, но раннее детство провел в имении своей бабушки Арсеньевой Елизаветы Алексеевны в Тарханах Пензенской губернии. Бабушка заменила ему мать, рано умершую от чахотки. Слайд 3. Ученик 2 : Сам М.Ю.Лермонтов рос ребенком слабым и болезненным. Он рано начал говорить, а вот ходить стал только к 4 годам. Слайд 4. Ученик 3: Получил превосходное домашнее образование: изучал иностранные языки, музицировал, рисовал. Слайд 5. Ученик 4: Учился в благородном пансионе при Московском университете, затем поступил и в университет. Слайд 6. Ученик 5: В пансионе он впервые осознал себя поэтом. Он ищет новые стихотворные формы, точные слова, новые размеры. (Стихотворение «Нищий» читает наизусть Улыбин Олег) Слайд 7. Ученик 6: За годы обучения в пансионе и университете появляются замечательные ранние стихотворения. Одно из них «Парус». ( читает наизусть Кошель Роман) Слайд 8. Учитель: После Москвы поэт переехал вместе с бабушкой в Петербург и поступил в Школу гвардейских прапорщиков. Стихи Лермонтова волновали читателей. Царь видел в произведениях поэта призыв к революции. Поэтому отправил Лермонтова на Кавказ , где шла война с горцами. Царь , посылая под пули, надеялся, что поэт не вернется в столицу. (Стихотворение «Кавказу» читает Гунченко Наталья Александровна) Слайд 9. Учитель: Лермонтов не боялся бросить в лицо царской власти вызывающие слова. Поэтому « по велению царя» его ссылали на Кавказ дважды, туда где шли бои с горцами. Во время второй ссылки поэту пришлось участвовать в военных действиях на территории Чечни и Дагестана. Рассказывая о сражении у реки Валерик, поэт показывает свои переживания . Горцы, к которым Лермонтов относился с уважением , и русские солдаты вынуждены убивать друг друга вместо того, чтобы жить в братстве. (Отрывок из стихотворения «Валерик» читает наизусть Чернякова Марина Олеговна) Слайд 10. Ученик 7: Еще в детские годы у Лермонтова появилась такая его черта, как мечтательность, склонность к фантазии. Он внимательно наблюдает за природой. ( Стихотворение «Осень» читает Балюк Георгий) Слайд 11. Учитель: Поэзия Лермонтова нашла отражение в различных видах искусства. На стихи Лермонтова композиторы Чайковский, Рахманинов, Лист и др. писали музыку. Художник И.И.Шишкин написал картину, которая называется «На севере диком стоит одиноко…» На высоком утесе в морозную лунную ночь изображен образ сосны. ( Стихотворение « На севере диком стоит одиноко…» читает наизусть Куприк Виктор) Слайд 12. Учитель: Апрель 1840 г. Лермонтова провожали друзья в ссылку на Кавказ. Растроганный вниманием к себе, Лермонтов , стоя у окна и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, писал стихотворение. ( Стихотворение «Тучи» читает наизусть Яблокова Ольга) Слайд 13. Учитель: Свои последние стихи Лермонтов написал на Кавказе в небольшой книжечке с кожаным переплетом. Заключительным в этой тетради оказалось стихотворение « Пророк» - о горестной судьбе поэта, непонятного и гонимого людьми. ( Стихотворение « Пророк» читает наизусть Кошель Тамара Владимировна) Слайд 14. Трагическая дуэль оборвала жизнь поэта . 15 июля 1841 года около 5-ти часов вечера разразилась ужасная буря с молнией и громом. В это самое время , между горами Машукою и Бештау, скончался Лермонтов. Ушел из жизни еще один великий поэт России, которому было всего 27 лет. Слайд 15. Много времени прошло с того трагического события. Лермонтов прожил короткую жизнь. Но как много он оставил после себя! О популярности лермонтовских стихов говорит следующая цифра: «Казачья колыбельная песня» была положена на музыку 31 раз. ( Стихотворение «Казачья колыбельная песня» читает наизусть Проказина Карина) Итог урока. Учитель: Короткую жизнь прожил М.Ю.Лермонтов, но его творчеством мы восхищаемся до сих пор. | |
|
Всего комментариев: 0 | |