21:55 Сценарий литературного праздника посвященный А.П. Чехова в детском саду | |
овладение “техникой” прочтения текста; постижение стилевых особенностей рассказов А.П. Чехова; углубление представлений учащихся о роли детали в создании художественного образа (цветопись, предмет, пейзаж); раскрытие идейно – нравственного содержания рассказа посредством исследования словесно – семантической и композиционно – синтаксической организации художественного текста; воспитание нравственности. Форма работы: групповая Методы работы: наблюдение, исследование, “погружение” в текст 1 группа Цель: исследовать стилевые особенности рассказов А.П. Чехова. 2 группа Цель: исследовать роль детали в создании художественного образа (цветопись, предмет, пейзаж). 3 группа Цель: исследовать словесно – семантическую наполненность рассказа; 4 группа Цель: исследовать композиционно – синтаксическую структуру текста. Эпиграф: Мимо всей этой скучной серой толпы бессильных людей прошел…ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой сказал: -Скверно вы живете, господа! М. Горький. В “ Литературоведческий словарь”: Новелла (от итал. “новость”) – небольшой по объему жанр повествовательной литературы, приближающийся к повести или рассказу. Чаще всего в Н. изображаются один – два эпизода из жизни одного лица или нескольких лиц. Ход урока. Вводное слово учителя о зрелом периоде творчества А.П.Чехова. Исследование текста: работа групп. 1 группа. Задание: определить предмет изображения и композиционный стержень чеховского рассказа; исследовать стилевые особенности произведений А.П. Чехова (на примере рассказов “Дама с собачкой”, “Попрыгунья” и др.). Результат работы группы: Наиболее распространенный тип повествовательных произведений Чехова – рассказы (новеллы). Они обладают стройностью, емкостью и философской обобщенностью. Предметом чеховского рассказа является повседневная действительность. В них все буднично и просто, но за внешним благополучием обнаруживаются противоречия. Чуткость Чехова к пошлости, обесчеловечивания человека вытекает из его высоких требований к жизни. Основу рассказов составляют идейная эволюция героя и его искания, а также выводы, к которым он приходит. Не события, а внутренние искания героев составляют композиционный стержень новеллы Чехова. Психология героя Чехова “спрятана” внутрь. Настоящие чувства, душевные движения в рассказах скрываются за банальными фразами и только изредка прорываются в жесте, взгляде или интонации. Специфическая особенность чеховского стиля - повторение деталей. Простая деталь, повторяясь, становится частью композиции. Незавершенные финалы рассказов позволяют Чехову намекнуть на возможности, которые таит в себе будущее, подчеркнуть беспомощность героя и веру в неизбежность решения этих конфликтов жизнью. Выводы: Наиболее распространенный тип повествовательных произведений Чехова – рассказы, или новеллы; Предметом чеховского рассказа является вся совокупность повседневной действительности; В основе произведений Чехова лежит переломный момент в жизни героев, момент, который позволяет обнажить психологию героев, их характеры; Композиционный стержень рассказов Чехова составляют внутренние искания героев; Финалы произведений Чехова перспективные, незавершенные. 2 группа Задание: найти примеры цветописи, звуков, “пахучести” прозы и выявить их роль в создании художественного образа. Результат работы группы: Таблица “Звуки, запахи и цвет в рассказе “Дама с собачкой” Цветовая палитра Звуки “Пахучесть” прозы Преобладают белый и серый цвета. “белый шпиц”; “белые облака”; “липы и березы, белые от инея”; “белая земля”, “белый снег” “серое солдатское сукно”, “чернильница, серая от пыли”, “любимое (!) серое платье”, “забор, серый, длинный, с гвоздями” “слабые, неясные, звуки плохого оркестра” звуки скрипки - “дрянные и обывательские”, звуки романса, звуки органа в ресторане запахи цветов, моря, осени губы Анны Сергеевны пахнут “запахом и влагой цветов” Выводы: В “Даме с собачкой” внимание автора обращено к переходу осени в зиму, что объясняет присутствие белого цвета; Доминирование в тексте серого цвета над белым объясняется серой, неинтересной, “полумертвой” мещанской жизнью, которую влачат герои; Роль звуков в рассказе: детализация впечатлений от провинциальной жизни; Запах является многозначительной деталью, органично дополняющей портреты героев. 3 группа Задание: исследовать словесно – семантическую наполненность рассказа. Результат работы группы: Ключевые слова рассказа выражают идеологическое содержание, которое вложено писателем в персонажи: Тайна “Под покровом тайны”, “существование держится на тайне”, “его личная тайна” “они видятся только тайно”. Скучно “Ей скучно здесь”, “Гурову было уже скучно слушать”, “Время идет быстро, а между тем здесь такая скука!” Слова со значением неопределенности “что-то”, “какой-то”, “зачем-то”, “что-нибудь” Гуров: “в наружности его было что-то привлекательное, неуловимое”; “какая –то сила влекла и манила к нему женщин” Муж Анны Сергеевны: “В его длинной фигуре… было что - то лакейски скромное, улыбался он сладко, и в петлице у него блестел какой –то значок, точно лакейский номер”. Выводы: Ключевые слова выделяются на фоне других слов, выполняя смысловую роль; выражают идеологическое содержание, которое вложено писателем в персонажи; Использование неточных слов позволяет автору выразить душевное состояние героев, избегая категоричности, однозначности, навязывания своей воли. 4 группа Задание: исследовать композиционно – синтаксическую структуру текста Результат работы группы: Сложное предложение - ведущая синтаксическая конструкция, позволяющая подчеркнуть трагические противоречия в жизни героев “Анна Сергеевна, одетая в его любимое серое платье, утомленная дорогой и ожиданием, поджидала его со вчерашнего вечера; она была бледна и не улыбалась…” “И по какому-то странному стечению обстоятельств, быть может случайному, все, что было для него важно, интересно, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что составляло зерно его жизни, происходило тайно от других все же, что было его ложью, его оболочкой, в которую он прятался, чтобы скрыть правду, чтобы скрыть тайну, как, например, его служба в банке, споры в клубе, его “низшая раса”, хождение с женой на юбилеи, – все это было явно”. “Они долго советовались, говорили о том, как избавить себя от необходимости прятаться, обманывать, жить в разных городах, не видеться подолгу”. “Как освободиться от этих невыносимых пут? -Как? Как? – спрашивал он, хватая себя за голову.- Как? И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко – далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается”. Предложения с многоточиями в конце, “недоговоренность” автора оставляют читателю возможность домыслить детали. В рассказе “Дама с собачкой” таких предложений 20. “Что вы делаете, что вы делаете! – говорила она в ужасе, отстраняя его от себя. Мы с вами обезумели. Уезжайте сегодня же, уезжайте сейчас… Заклинаю вас всем святым, умоляю… Сюда идут!” Выводы: Сложные предложения являются средством характеристики героя, позволяют установить причинно – следственные связи между фактами и подчеркнуть трагические противоречия в жизни героев; Многоточия в конце предложений передают эмоциональную напряженность речи, позволяют читателю домыслить детали, проникнуть в замысел автора Подведение итогов урока Обобщение результатов, полученных группами в ходе исследования рассказа А.П.Чехова “Дама с собачкой”: Каждая из названных особенностей в произведениях А.П. Чехова, сочетаясь с темой рассказа, его идеей, является “чеховской”, способствуя созданию особого стиля писателя; Лексическими и синтаксическими средствами обеспечивается художественность воплощения идеи “Дамы с собачкой” и изображение драмы людей, познавших подлинную любовь, ненадолго осветившую их “серую” жизнь, ускорившую нравственный рост героев и усилившую их влечение к иной жизни; События, лежащие в основе рассказов А. П. Чехова, заставляют задуматься о нравственных проблемах: в чем заключаются содержание и смысл человеческой жизни. Рефлексия. Домашнее задание. Творческая работа – размышление на темы: “Уважай в себе честного малого и знай, что честный малый – не ничтожность” (по произведениям А.П. Чехова); “Какая-то куцая, бескрылая жизнь…” (по произведениям А.П. Чехова) “Как освободиться от этих невыносимых пут?” (размышляя над прочитанным. По рассказам А.П. Чехова). | |
|
Всего комментариев: 0 | |