Главная » 2015 » Март » 15 » Сценарий литературного праздника посвященный А.П. Чехова в детском саду
21:55
Сценарий литературного праздника посвященный А.П. Чехова в детском саду
Цели:

овладение “техникой” прочтения текста;
постижение стилевых особенностей рассказов А.П. Чехова;
углубление представлений учащихся о роли детали в создании художественного образа (цветопись, предмет, пейзаж);
раскрытие идейно – нравственного содержания рассказа посредством исследования словесно – семантической и композиционно – синтаксической организации художественного текста;
воспитание нравственности.

Форма работы: групповая

Методы работы: наблюдение, исследование, “погружение” в текст

1 группа

Цель: исследовать стилевые особенности рассказов А.П. Чехова.

2 группа

Цель: исследовать роль детали в создании художественного образа (цветопись, предмет, пейзаж).

3 группа

Цель: исследовать словесно – семантическую наполненность рассказа;

4 группа

Цель: исследовать композиционно – синтаксическую структуру текста.

Эпиграф:

Мимо всей этой скучной серой толпы бессильных
людей прошел…ко всему внимательный человек,
посмотрел он на этих скучных жителей своей
родины и с грустной улыбкой сказал:
-Скверно вы живете, господа!
М. Горький.

В “ Литературоведческий словарь”:

Новелла (от итал. “новость”) – небольшой по объему жанр

повествовательной литературы,

приближающийся к повести или рассказу.

Чаще всего в Н. изображаются один – два эпизода из жизни одного лица или нескольких лиц.

Ход урока.

Вводное слово учителя о зрелом периоде творчества А.П.Чехова.
Исследование текста: работа групп.

1 группа.

Задание:

определить предмет изображения и композиционный стержень чеховского рассказа;
исследовать стилевые особенности произведений А.П. Чехова (на примере рассказов “Дама с собачкой”, “Попрыгунья” и др.).

Результат работы группы:

Наиболее распространенный тип повествовательных произведений Чехова – рассказы (новеллы). Они обладают стройностью, емкостью и философской обобщенностью.

Предметом чеховского рассказа является повседневная действительность. В них все буднично и просто, но за внешним благополучием обнаруживаются противоречия. Чуткость Чехова к пошлости, обесчеловечивания человека вытекает из его высоких требований к жизни.

Основу рассказов составляют идейная эволюция героя и его искания, а также выводы, к которым он приходит. Не события, а внутренние искания героев составляют композиционный стержень новеллы Чехова.

Психология героя Чехова “спрятана” внутрь. Настоящие чувства, душевные движения в рассказах скрываются за банальными фразами и только изредка прорываются в жесте, взгляде или интонации.

Специфическая особенность чеховского стиля - повторение деталей. Простая деталь, повторяясь, становится частью композиции.

Незавершенные финалы рассказов позволяют Чехову намекнуть на возможности, которые таит в себе будущее, подчеркнуть беспомощность героя и веру в неизбежность решения этих конфликтов жизнью.

Выводы:

Наиболее распространенный тип повествовательных произведений Чехова – рассказы, или новеллы;
Предметом чеховского рассказа является вся совокупность повседневной действительности;
В основе произведений Чехова лежит переломный момент в жизни героев, момент, который позволяет обнажить психологию героев, их характеры;
Композиционный стержень рассказов Чехова составляют внутренние искания героев;
Финалы произведений Чехова перспективные, незавершенные.

2 группа

Задание: найти примеры цветописи, звуков, “пахучести” прозы и выявить их роль в создании художественного образа.

Результат работы группы:

Таблица “Звуки, запахи и цвет в рассказе “Дама с собачкой”
Цветовая

палитра


Звуки


“Пахучесть” прозы

Преобладают белый и серый цвета.

“белый шпиц”;

“белые облака”;

“липы и березы, белые от инея”;

“белая земля”,

“белый снег”

“серое солдатское сукно”,

“чернильница, серая от пыли”,

“любимое (!) серое платье”,

“забор, серый, длинный, с гвоздями”


“слабые, неясные, звуки плохого оркестра”

звуки скрипки - “дрянные и обывательские”,

звуки романса,

звуки органа в ресторане


запахи цветов,

моря,

осени

губы Анны Сергеевны пахнут “запахом и влагой цветов”
Выводы:

В “Даме с собачкой” внимание автора обращено к переходу осени в зиму, что объясняет присутствие белого цвета;
Доминирование в тексте серого цвета над белым объясняется серой, неинтересной, “полумертвой” мещанской жизнью, которую влачат герои;
Роль звуков в рассказе: детализация впечатлений от провинциальной жизни;
Запах является многозначительной деталью, органично дополняющей портреты героев.

3 группа

Задание: исследовать словесно – семантическую наполненность рассказа.

Результат работы группы:

Ключевые слова рассказа выражают идеологическое содержание, которое вложено

писателем в персонажи:

Тайна

“Под покровом тайны”,

“существование держится на тайне”,

“его личная тайна”

“они видятся только тайно”.

Скучно

“Ей скучно здесь”,

“Гурову было уже скучно слушать”,

“Время идет быстро, а между тем здесь такая скука!”

Слова со значением неопределенности

“что-то”,

“какой-то”,

“зачем-то”,

“что-нибудь”

Гуров: “в наружности его было что-то привлекательное, неуловимое”; “какая –то сила влекла и манила к нему женщин”

Муж Анны Сергеевны: “В его длинной фигуре… было что - то лакейски скромное, улыбался он сладко, и в петлице у него блестел какой –то значок, точно лакейский номер”.

Выводы:

Ключевые слова выделяются на фоне других слов, выполняя смысловую роль; выражают идеологическое содержание, которое вложено писателем в персонажи;
Использование неточных слов позволяет автору выразить душевное состояние героев, избегая категоричности, однозначности, навязывания своей воли.

4 группа

Задание: исследовать композиционно – синтаксическую структуру текста

Результат работы группы:

Сложное предложение - ведущая синтаксическая конструкция, позволяющая подчеркнуть трагические противоречия в жизни героев

“Анна Сергеевна, одетая в его любимое серое платье, утомленная дорогой и ожиданием, поджидала его со вчерашнего вечера; она была бледна и не улыбалась…”

“И по какому-то странному стечению обстоятельств, быть может случайному, все, что было для него важно, интересно, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что составляло зерно его жизни, происходило тайно от других все же, что было его ложью, его оболочкой, в которую он прятался, чтобы скрыть правду, чтобы скрыть тайну, как, например, его служба в банке, споры в клубе, его “низшая раса”, хождение с женой на юбилеи, – все это было явно”.

“Они долго советовались, говорили о том, как избавить себя от необходимости прятаться, обманывать, жить в разных городах, не видеться подолгу”.

“Как освободиться от этих невыносимых пут?

-Как? Как? – спрашивал он, хватая себя за голову.- Как?

И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко – далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается”.
Предложения с многоточиями в конце, “недоговоренность” автора оставляют читателю возможность домыслить детали. В рассказе “Дама с собачкой” таких предложений 20.

“Что вы делаете, что вы делаете! – говорила она в ужасе, отстраняя его от себя. Мы с вами обезумели. Уезжайте сегодня же, уезжайте сейчас… Заклинаю вас всем святым, умоляю… Сюда идут!”

Выводы:

Сложные предложения являются средством характеристики героя, позволяют установить причинно – следственные связи между фактами и подчеркнуть трагические противоречия в жизни героев;
Многоточия в конце предложений передают эмоциональную напряженность речи, позволяют читателю домыслить детали, проникнуть в замысел автора
Подведение итогов урока

Обобщение результатов, полученных группами в ходе исследования рассказа А.П.Чехова “Дама с собачкой”:

Каждая из названных особенностей в произведениях А.П. Чехова, сочетаясь с темой рассказа, его идеей, является “чеховской”, способствуя созданию особого стиля писателя;
Лексическими и синтаксическими средствами обеспечивается художественность воплощения идеи “Дамы с собачкой” и изображение драмы людей, познавших подлинную любовь, ненадолго осветившую их “серую” жизнь, ускорившую нравственный рост героев и усилившую их влечение к иной жизни;
События, лежащие в основе рассказов А. П. Чехова, заставляют задуматься о нравственных проблемах: в чем заключаются содержание и смысл человеческой жизни.
Рефлексия.
Домашнее задание.

Творческая работа – размышление на темы:

“Уважай в себе честного малого и знай, что честный малый – не ничтожность” (по произведениям А.П. Чехова);
“Какая-то куцая, бескрылая жизнь…” (по произведениям А.П. Чехова)
“Как освободиться от этих невыносимых пут?” (размышляя над прочитанным. По рассказам А.П. Чехова).
Категория: Сценарий | Просмотров: 309 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar