09:55 Сценарий конкурса чтецов посвященный М.И. Цветаевой для школьников | |
Цель работы: развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся, их умения самостоятельно мыслить. Задачи: а) исследовать язык стихотворения М. Цветаевой “под лингвистическим микроскопом”; б) раскрыть метафоричность языка поэта, его поэтическое очарование и цельность; в) увлечь учащихся поэтическим творчеством М. Цветаевой. Вид урока: урок-исследование. Оборудование: презентация к уроку (Приложение 1), веточка рябины, стихотворение М.Цветаевой “Рябину рубили…”. Ход урока I. Слово учителя. (Слайд 2) - Рябина, пылающая и горькая на излете осени, стала символом судьбы Марины Цветаевой, тоже горькой и пылающей творчеством. (Учитель читает стихотворение) (Слайд 3) Рябину Рубили Зорькою. Рябина – Судьбина Горькая. Рябина – Седыми Спусками… Рябина! Судьбина Русская. (1934 г.) - Главная задача нашего сегодняшнего урока – на основе стилистического анализа прозвучавшего стихотворения исследовать язык художественного произведения, найти заключительную в нем образную информацию и вместе с тем не свести анализ к набору разрозненных микрообразов, не лишить стихотворение его поэтического очарования, цельности. Сегодня у нас урок словесности, то есть и русского языка, и литературы одновременно, точнее сказать, урок-исследование. (Проблемный вопрос) - О чем рассказывает Марина Цветаева в 12 словах, 12 строках стихотворения? (Слайд 4) Запишите тему урока, эпиграф и проблемный вопрос в тетрадь. II. Стилистический анализ стихотворения. - Перечитаем стихотворение, вдумаемся в его смысл. (Чтение стихотворения учащимися.) - Найдите в тексте ключевые слова. (Рябина – судьбина (горькая) – судьбина (русская)). - А какое слово могло бы стоять в этом ряду, рифмуясь со словами “рябина”, “судьбина”? (Марина) (Слайд 5) Ставим это слово в начало ряда: Марина – рябина – судьбина. Вспомним строки Марины Цветаевой: Кто создан из камня, кто создан из глины, - А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская. - Определите тему и основную мысль. (Через образ рябины автор хочет сказать о своей судьбе в частности и о судьбе русской вообще) - Определите жанр. (Это лирическое стихотворение) - Разбейте текст на смысловые отрывки. Сколько их выделите? (В стихотворении 4 смысловых отрывка: каждые три строки объединены общей темой) - (Слайд 6) Всеволод Рождественский о языке поэзии М. Цветаевой писал: “Смелое, порывистое дробление фразы на отдельные смысловые куски ради почти телеграфной сжатости, когда опускается все понятное само собой и остаются только самые необходимые акценты мысли, - становится особой приметой ее стиля…”. - Каждый смысловой отрезок начинается со слова рябина. И это не случайно. (Слайд 7) Еще в 1916 году Марина Цветаева написала (читает наизусть подготовленный ученик): Красною кистью Рябина зажглась, Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. (Слайд 8) А.И. Павловский в книге “Куст рябины” пишет: “Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы – она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и уходящей в зиму забвения”. - А теперь определим, как меняется мысль автора по мере движения от первой микротемы к последней (ответ учащихся): Рябину рубили на заре. Рябина – это судьба горькая. Рябина – седыми спусками. Рябина – судьба русская. Перед нами развернутая метафора: рябина как судьба Марины, рябина как судьба русская. - Ваши выводы подтверждают и слова Павловского: “Поэт – романтик, она любит яркую и динамичную метафору, развертывающуюся подобно пружине…она любила уточнение, растолкование, последовательное обнажение существа, сердцевины: Цветаева – поэт синонимики”. Групповая работа. Каждая группа получает творческое задание и карточку - информатор, которая помогает в работе, в течение 5-7 минут идёт подготовка. Из числа сильных учеников назначается эксперт, который должен будет дать оценку работе каждой группы и сделать в конце урока вывод. - Теперь приступаем к рассмотрению каждой микротемы текста. Слово первой группе. (Учащиеся делают записи в тетради по анализу каждой микротемы ) 1. Прочитайте первую микротему. (Слайд 9) Рябину Рубили Зорькою. 2. Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса и стилистики? (Это односоставное, неопределенно-личное предложение, так как сказуемое “рубили” выражено глаголом прошедшего времени множественного числа) 3. Карточка-информатор: Ученый-лингвист А. Пешковский писал о стилистических особенностях неопределенно-личных предложений: “Все сосредоточенно на действии, действующее лицо “намеренно” устранено из речи, намеренно представлено как неизвестное, неопределенное”. - Итак, в неопределенно -личном предложении повышается смысловая роль главного члена. У нас какое это слово? (Глагол рубили) - Обратим внимание на другой языковой уровень – фонетический. Охарактеризуйте согласные звуки в этом слове ([ р ] , [ б' ] , [ л' ] - звонкие согласные звуки) - Что скажете о фонетическом строе слов рябина, зорька? ([ р' ] , [ б' ] , [ н ] - звонкие согласные, [ з ] , [ р' ] - звонкие согласные). - О каком средстве выразительности языка мы можем здесь сказать? (Использование аллитерации – опасность, тревога за человеческую жизнь) - Что представляет собой первая микротема с точки зрения содержания? (Перед нами картина жизни (даже неважно, реальная или существующая в воображении поэтессы), поразившая и вызвавшая в душевном мире Цветаевой определенные ассоциации. Стихотворение написано в эмиграции в 1934 году. В это время Цветаева рвется на Родину. В этом же году она пишет стихотворение “Тоска по родине…”, которое заканчивается словами. Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И все - равно, и все – едино. Но если по дороге куст Встает, особенно – рябина… Так возникает у нас новое ключевое слово: рябина – Россия – Родина. В данном случае слово Россия, Родина – контекстуальные синонимы слову рябина. Таким образом, рассмотрев первую микротему, мы подтвердили мысль: рябина – символ судьбы М. Цветаевой. ) (Слайд 10) - Рассматриваем вторую микротему, слово 2 группе. 1. Прочитайте вторую микротему: (Слайд 11) Рябина – Судьбина Горькая. 2. Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса и стилистики? (Это двусоставное предложение с нулевой связкой, на месте нулевой связки ставится тире) 3. Карточка-информатор: Стилистические особенности такой конструкции А. Гвоздев в “Очерках по стилистике русского языка” определил следующим образом: “Именительный падеж существительного без связки выражает наибольшее постоянство, отношений двух понятий – неизменный, вневременный характер связи между ними”. И действительно, образ “рябина - судьбина” в творчестве поэтессы неизменен. - Как разворачивается метафора во второй части? Найдите синонимы к слову судьбина? (Рябина – судьбина. К слову судьбина можно подобрать синонимы - судьба, участь, доля.) - Какая морфема вносит дополнительный оттенок в значение слова? (Суффикс -ин) - В чем различие слов судьба и судьбина? (Индивидуальное задание: работа со словарем Ожегова) Из словаря Ожегова узнаем, что слово “судьбина” употребляется в народной речи. Суффикс - ин вносит в слово значение чего - то большого, значительного, обобщающего. ) - В каком значении употребляется определение горькая? Подберите синонимы. (В переносном значении горькая – горестная, трудная, тяжелая) - Слово 3-й группе 1. Перечитайте третью микротему: (Слайд 12) Рябина – Седыми Спусками… 2. Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса? (Это неполное предложение, так как пропущено сказуемое) 3. Для чего используется неполное предложение в поэтической речи? Карточка-информатор: В поэтической речи пропуск одного из членов предложения используется как стилистический прием достижения динамичности, сжатости речи, передачи взволнованности автора. - Такая неполнота – характерная черта стиля Цветаевой, и это не случайно. Прочитайте эпиграф к уроку: “Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!”. - Метафора продолжает развиваться, появляются новые оттенки: седыми спусками. Давайте подумаем, почему появляется этот образ? Во-первых, листья рябины продолговатые, опущены вниз, обратная сторона их серая; во-вторых, уже в 20-е годы у Марины Цветаевой появляются стихи. (Слайд 13) Золото моих волос Тихо переходит в седость. - Не жалейте! Все сбылось, Все в груди слилось и спелось… Это пеплы сокровищ: Утрат, обид. Это пеплы, пред коими В прах – гранит. - Серые листья, седые волосы… Почему в конце этого предложения стоит многоточие? Это “самый семантический” знак препинания, по определению В.В.Бабайцевой. Он заставляет нас остановиться, задуматься. Кажется, что до главной мысли остается один шаг. Она заключена в четвертой микротеме. Слово 4-й группе. 1. Перечитайте четвёртую микротему. (Слайд 14) Рябина! Судьбина Русская. 2. Что представляет собой четвертая микротема с точки зрения синтаксиса? (Это два назывные предложения. Первое – восклицательное. Второе – повествовательное.) - Почему М. Цветаева в первом предложении ставит восклицательный знак? (Чтобы мы поняли главное: рябина – это ведь судьбина русская! Метафора раскрылась до конца.) 3. Назовите стилистические особенности назывных предложений. Карточка-информатор: (Эмоциональная оценка изображаемого. Смысловая насыщенность, способность в немногих словах сказать о многом. В данном случае последние предложения являются выводом из всего, сказанного выше.) - Какие языковые уровни мы рассмотрели в процессе лингвистического анализа? Слово экспертной группе. (Слайд 15) (Синтаксис – стилистические особенности односоставных предложений. Пунктуация – функции знаков препинания. Фонетика – аллитерация. Лексика – синонимия, многозначность. На мой взгляд, также необходимо было провести небольшой статистический анализ частей речи в этом стихотворении, морфологии как языкового уровня. В стихотворении 12 слов: 1 глагол, 8 существительных, из них четыре слова рябина, 3 прилагательных.) III. Вывод. Учащиеся дают ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. (Слайд 16) - Можно ли в 12 словах, в 12 строках стихотворения рассказать о своей судьбе и судьбе Отечества? (Да, конечно, в эти 12 слов уместились размышления Цветаевой о времени, о своей судьбе, своих соотечественников, сломленных жестокой волей новой власти). Поближе вы познакомитесь с судьбой поэтессы на уроках литературы. IV. Домашнее задание. - Написать мини-сочинение “Двенадцать слов… Двенадцать строк Марины Цветаевой”. | |
|
Всего комментариев: 0 | |