Главная » 2015 » Март » 15 » Сценарий конкурса чтецов посвященный А.П. Чехова для старшеклассников
20:46
Сценарий конкурса чтецов посвященный А.П. Чехова для старшеклассников
Цель: доказать, что в образах следователя и Дениса Григорьева воплотились два мировоззрения России конца XIX века (2 пути – европейский путь и патриархальный соответственно)

Задачи:

1. Ознакомиться с судьбой рассказа «Злоумышленник» в литературной критике;

2. Развивать навыки и умения анализа художественного произведения, умения вести диалог, приводить аргументы, строить монологические высказывания;

3. Развивать речь и обогащать словарный запас учащихся с помощью творческого задания (через инсценированное судебное заседание);

4. Воспитывать у учащихся чувство справедливости, сострадания;

5. Выявить авторскую позицию в рассказе.

Оборудование: костюмы.

Сетка времени:

- Оргмомент – 2 мин.

- Вступительное слово учителя – 2 мин.

- Сообщение учащегося «Судьба рассказа «Злоумышленник» в русской литературной критике» - 5 мин.

- Инсценировка рассказа в форме судебного заседания – 30 мин.

- Итог урока – 5-7 мин.

- Домашнее задание и оценки – 1 мин.

= 45 мин.

Ход урока

I Оргмомент – написать тему урока, расставить парты, рассадить семиклассников как участников судебного процесса.

II Слово учителя: дома вы прочитали рассказ Чехова «Злоумышленник». Он в 1885 году в «Петербургской газете» был напечатан, а затем вошёл в сборник «Пёстрые рассказы». Уже при жизни писателя рассказ был признан шедевром. Давайте обратимся к отзывам критиков.

III Сообщение учащегося «Судьба рассказа «Злоумышленник» в русской литературной критике» - задание дается сильному ученику, рекомендуется в качестве источника - Коровин, В. «Злоумышленник» А.П. Чехова и своеобразие "русского мира"/ В. Коровин // Литература – Первое сентября. – 2001. – № 18.

В качестве дополнительного задания можно попросить 1-2 учащихся сделать рецензию на сообщение одноклассника.

IV Слово учителя: Сегодня нам предстоит выяснить – почему рассказ назван «Злоумышленник», в чем заключается авторский замысел. Итак, давайте начнем наше судебное заседание и определим, виновен ли Денис Григорьев.

V Инсценировка рассказа в форме судебного заседания (примерный сценарий, учащимся дается свобода в обыгрывании ролей).

Судья: Слушается дело по обвинению крестьянина Дениса Григорьева в краже гайки с железнодорожного полотна. Вердикт будут выносить присяжные заседатели. Слово предоставляется обвинителю.

Следователь: Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии, на 141-й версте, застал подсудимого за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Во время задержания у подсудимого была изъята та самая гайка. (Следователь демонстрирует участникам процесса вещественное доказательство).

Судья: Переходим к допросу подсудимого. Назовите имя и фамилию.

Денис Григорьев: Григорьев Денис.

Судья: Подсудимый, что вы можете пояснить по делу?

Денис Григорьев: Чаво?

Судья: расскажите как все произошло, для чего вы отвинчивали гайку?

Денис Григорьев: Коли б не нужна была, не отвинчивал бы…

Следователь: Для чего же тебе понадобилась эта гайка?

Денис Григорьев: Гайка-то? Мы из гаек грузила делаем...

Следователь: Кто это - мы?

Денис Григорьев: Мы, народ... Климовские мужики, то есть.

Следователь: Послушай, братец, не прикидывайся ты мне идиотом, а говори толком. Нечего тут про грузила врать!

Денис Григорьев: Отродясь не врал, а тут вру... Да нешто, ваше благородие, можно без грузила? Ежели ты живца или выполозка на крючок сажаешь, то нешто он пойдет ко дну без грузила? Вру... Чёрт ли в нем, в живце-то, ежели поверху плавать будет! Окунь, щука, налим завсегда на донную идет, а которая ежели поверху плавает, то ту разве только шилишпер схватит, да и то редко... В нашей реке не живет шилишпер... Эта рыба простор любит.

Следователь: Для чего ты мне про шилишпера рассказываешь?

Денис Григорьев: Чаво? Да ведь вы сами спрашиваете! У нас и господа так ловят. Самый последний мальчишка не станет тебе без грузила ловить. Конечно, который непонимающий, ну, тот и без грузила пойдет ловить. Дураку закон не писан...

Следователь: Но для грузила ты мог взять свинец, пулю... гвоздик какой-нибудь...

Денис Григорьев: Свинец на дороге не найдешь, купить надо, а гвоздик не годится. Лучше гайки и не найтить... И тяжелая, и дыра есть.

Следователь: У обвинения есть свидетель – железнодорожный сторож Иван Семенов Акинфов. Прошу допросить.

Судья: пригласите свидетеля… (к трибуне подходит сторож). Свидетель, представьтесь.

Сторож: Я, Иван Семенов Акинфов, железнодорожный сторож. Седьмого числа сего июля, проходя утром по линии, на 141-й версте, застал Григорьева за отвинчиванием гайки. Потом привел его в милицию.

Судья: Подсудимый, вы подтверждаете слова свидетеля Акинфова?

Денис Григорьев: На то вы и образованные, чтобы понимать, милостивцы наши... Господь знал, кому понятие давал... Вы вот и рассудили, как и что, а сторож тот же мужик, без всякого понятия, хватает за шиворот и тащит... Ты рассуди, а потом и тащи! Сказано - мужик, мужицкий и ум... Запишите также, ваше благородие, что он меня два раза по зубам ударил и в груди.

Сторож: Да много вас таких! Все выкручиваете, а не понимаете… Ничего я тебя не бил!

Судья: Спасибо, свидетель, вы можете присесть в зале суда.

Следователь: Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание? Не догляди сторож, так ведь поезд мог бы сойти с рельсов, людей бы убило! Ты людей убил бы!

Денис Григорьев: Избави господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нешто мы некрещеные или злодеи какие? Слава те господи, господин хороший, век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких в голове не было... Спаси и помилуй, царица небесная... Что вы-с! Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил господь, а тут крушение... людей убил... Ежели б я рельсу унес или, положим, бревно поперек ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то... тьфу! гайка!

Следователь: Да пойми же, гайками прикрепляется рельса к шпалам!

Денис Григорьев: Это мы понимаем... Мы ведь не все отвинчиваем... оставляем... Не без ума делаем... понимаем...

Судья: Слово предоставляется обвинителю.

Следователь: 1081 статья уложения о наказаниях говорит, что за всякое с умыслом учиненное повреждение железной дороги, когда оно может подвергнуть опасности следующий по сей дороге транспорт и виновный знал, что последствием сего должно быть несчастье... Прошу приговорить к ссылке в каторжные работы.

Судья: слово предоставляется обвиняемому. Денис Григорьев, вам есть, что сказать в свое оправдание?

Денис Григорьев: Конечно, вы лучше знаете... Мы люди темные... нешто мы понимаем? Но как же в тюрьму? Ваше благородие! Мне некогда, мне надо на ярмарку; с Егора три рубля за сало получить... В тюрьму... Было б за что, пошел бы, а то так... здорово живешь... За что? И не крал, кажись, и не дрался... А ежели вы насчет недоимки сомневаетесь, ваше благородие, то не верьте старосте... Вы господина непременного члена спросите... Креста на нем нет, на старосте-то... Нас три брата… Брат за брата не ответчик... Кузьма не платит, а ты, Денис, отвечай... Судьи! Помер покойник барин-генерал, царство небесное, а то показал бы он вам, судьям... Надо судить умеючи, не зря... Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести...

Судья: Уважаемые присяжные заседатели, вам предстоит принять решение, виновен ли подсудимый в содеянном?

Учащиеся, которые наблюдали за процессом, высказывают свое мнение относительно виновности или невиновности героя, принимают решение. Как правило, класс делиться на две группы – на тех, кто считает Дениса Григорьева вором, и на тех, кто оправдывает героя «непросвещенностью», незнанием последствий содеянного. Учитель помогает учащимся сделать вывод, подводя итог.

VI Итог урока: Итак, ребята, вы сейчас сами обыграли ситуацию, которую изобразил А.П.Чехов в своем произведении. Скажите, на каких два мира раскололась страна во второй половине 19 века?

(Следователь представляет у Чехова последователя нового европейского пути развития России, на который Россия вступила еще со времен Петра I, а Денис Григорьев – это темный мужик, представитель патриархального прошлого).

Как Чехов представлял себе выход из этой ситуации? На чьей стороне писатель?

(Денис Григорьев не принимает суд следователя и обижается, полагая, что следователь судит несправедливо, "зря". Следователь, в свою очередь, не может понять мужика как представителя патриархальной морали и патриархального права и объявляет его виновным. Следователь, как и крестьянин, невольно делается сам преступником, потому что навязывает новые условия жизни, о которых крестьянин никогда не слышал. Денис живет по совести, а следователь по закону).

Слово учителя: Чехов видел выход из сложившейся ситуации в том, чтобы постепенно просвещать народ, пытаться преодолеть пропасть между двумя мирами (просвещенным и непросвещенным), для этого необходимо учитывать рациональные европейские законы с законом «по совести».

- Можете ли вы привести примеры современных «Денисов Григорьевых»? (те, кто крадет провода, крышки от люков и т.д.)

VII Домашнее задание: написать рассуждение на тему «В чем актуальность рассказа Чехова «Злоумышленник»?»// «Какой вывод я сделал для себя по рассказу Чехова «Злоумышленник»?».
Категория: Сценарий | Просмотров: 311 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar