Главная » 2015 » Март » 16 » Презентация про А.П. Чехов 6 класс
13:15
Презентация про А.П. Чехов 6 класс
Тема. А. П. Чехов. « Хамелеон».

« Хамелеонство» в рассказе и жизни.

Цели: показать мастерство писателя в изображении « хамелеонства»,

обратить внимание учащихся на художественные средства

изображения смешного в рассказе « Хамелеон»,

познакомить с идейно - тематическим содержанием рассказа

«Хамелеон».

I Организационный момент

Сообщение темы и цели урока.

Ребята, мы сегодня продолжаем изучение творчества Антона Павловича Чехова. На пошлых уроках мы с вами изучали биографию великого русского писателя, драматурга, прочитали некоторые рассказы, провели викторину. А сейчас коротко повторим изученное.

Работа по таблице « Жизнь и творчество А. П. Чехова».
Тема сегодняшнего урока: « Хамелеонство» в рассказе и жизни»

II Работа над новой темой.

1. Беседа

Учитель.

- Какой жизненный принцип избрал для себя А.П. Чехов?

(Перед Богом сознавать свое ничтожество, а достоинство — перед

людьми.)

Учитель. Человеческое достоинство - это та проблема, которая в той или

иной степени находит отражение почти во всех произведениях А. П. Чехова.

На прошлом уроке мы прочитали рассказ « Хамелеон»/

- О каком событии повествует рассказ?



- Назовите героев рассказа.

( Героями рассказа являются люди ничем не примечательные, обыкновенные, Событие, о котором рассказывает Чехов, тоже бытовое, обыденное- человека укусила собака.)

- С какой целью Чехов пишет о столь незначительном событии?

( Бытовая сцена для Чехова – лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.)

- Кого из героев можно назвать « хамелеоном»? Какого человека называют «хамелеоном»? ( Готовый в угоду обстоятельствам менять свои взгляды)

-Что вы можете сказать об Очумелове, Елдырине, Хрюкине? Обратите

внимание на иллюстрации. Кто есть кто?

Вывод.

(Человек, лишенный достоинства, сознает свое ничтожество перед

сильными мира сего. Очумелое и Хрюкин меняют свое мнение и

соответственно поведение в зависимости от обстоятельств. Хохот толпы — достойная им награда.)

Учитель. Почему рассказ назван «Хамелеон»?

(Очумелое в зависимости от того, кто является хозяином собаки, меняет

свое поведение, демонстрируя угодливость по отношению к возможному

хозяину — генералу. Превращения Очумелова послужили основой для

названия рассказа.)

Учитель. Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет «окраску»?

(Шесть раз полицейский надзиратель меняет свое поведение, показывая

то деспотическую сущность, то рабскую.)

Учитель. Из персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к

разряду хамелеонов?

(В соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение Хрюкина.

У читателя создается впечатление, что подобные превращения с людьми

были типичны для того времени.)

Учитель. Сопоставьте название рассказа с характерами Очумелова и

Хрюкина — как характеры связаны с идеей рассказа?

(Все подчинено основной идее: высмеять деспотизм и рабскую угодливость,

человеческое хамелеонство ) (Слайд)

Деспотизм –1. Самовластное правление. 2. Поведение деспота.

( Деспотизм самодура)

Учитель. М. Горький писал А. П. Чехову: «Огромное вы делаете дело

вашими маленькими рассказиками — возбуждая в людях отвращение к

этой сонной, полумертвой жизни». Можно ли эти слова отнести к

рассказу «Хамелеон»?

(Запуганность, забитость жителей города, отсутствие в нем активной

жизни нарисованы автором в первых же строчках рассказа: «Кругом

тишина... На площади ни души», т. е. «полумертвая жизнь».)

Учитель. Как изображена толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется?

{Вначале толпа выжидает, боится явно выразить свое отношение. Затем

смелеет, а в итоге «хохочет над Хрюкиным»)



Учитель. Что составляет комедийную основу рассказа?

{Смешное в рассказе составляет несоответствие незначительного

вопроса о принадлежности собаки, но важного для персонажей,

серьезному, страстному тону обсуждения этой «проблемы».)

Учитель. Что показалось вам смешным в рассказе?

(Сама история, название рассказа, поведение Очумелова и Хрюкина.)

Учитель. Какие художественные средства использует автор для

создания комического текста?

(Комический эффект вызывает уже само название рассказа. Чехов

использовал такой распространенный литературный прием, как «говорящие

фамилии»: Очумелов — от слова «очуметь» — потерять соображение,

одуреть; Хрюкин — от слова «хрюкать» (не случайно Очумелое о нем

говорит: «... а ежели каждый свинья...») ( Подкрепление из текста)

Учитель. Чехов любил строить свои рассказы на диалогах. Проследите,

как создаются речевые характеристики в «Хамелеоне», как

меняется интонация персонажей.

(Диалоги зачитываются в лицах, проводится работа над выразительным

чтением, над речевой характеристикой действующих лиц.)

-Какими вы увидели героев рассказа?

- Сумели ли ребята через выразительное чтение передать характеры героев?

- Чьё чтение особенно вам понравилось?

Прослушивание чтения мастеров художественного чтения (прослушивание аудиозаписи)

Учитель. А.П. Чехов признанный мастер художественной детали

( Определение детали. Слайд.)

Художественная деталь –изобразительная или выразительная подробность изображённого мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.

Какая деталь в рассказе подчеркивает превращения Очумелова?

(Всякий раз, когда Очумелое меняет свое мнение, он снимает или надевает

свою шинель, которая выполняет в рассказе как бы роль окраски

хамелеона.)

Учитель. Какие еще художественные детали в рассказе обращают на себя

внимание, помогают создать комический эффект?

(Изображение виновника скандала — «белого борзого щенка с острой

мордой и желтым пятном на спине». Щенок с выражением «тоски и ужаса»

в слезящихся глазах явно не мог никого серьезно укусить. Один его вид

вызывает сочувствие и свидетельствует о комичности создавшейся

ситуации.)

Учитель. У А.П. Чехова все детали значимы. Писатель был убежден, что

краткость — сестра таланта. Поэтому в предельно краткой форме ему

хотелось многое сказать, отсюда внимание к художественной детали.

Какая деталь в самом начале рассказа помогает в большой степени

раскрыть образ Очумелова?

( Описание Очумелова с узелком в руках и городового Елдырина с «решетом,

доверху наполненным конфискованным крыжовником», свидетельствует о том, что представители власти, пользуясь своим служебным положением,

выполняют свои обязанности небескорыстно.)

Учитель. Особенность творчества Чехова заключается в том, что « мир для него смешон и печален одновременно», а в произведениях писателя сочетаются юмор и сатира.( Слайд)

Виды смеха

Юмор Сатира

( добрый смех) ( злой смех)

( человеческие пороки, ( социальные пороки

слабости) общества)



Учитель. Если юмор – это весёлая, но безобидная насмешка, не задевающая достоинства человека, то сатира - это безжалостное обличение пороков.



-Каков характер смешного в « Хамелеоне»: что мы здесь видим- безобидную насмешку или безжалостную сатиру?

( В «Хамелеоне», как и в других рассказах , автор использует сочетание сатиры и юмора, хотя в большей степени он обличает пороки, чем просто весело смеётся над ним.)

-Чем интересен рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в нашей жизни?

( Во все времена актуален вопрос чести и достоинства, холопской угодливости и подлой лести. Поэтому рассказ интересен и современен читателю.)



III. 1. Обобщение.

Выводы. Рассказы Чехова живут и сегодня. Они удивительно современны и по содержанию и по форме, Автор не ставит в них глобальные проблемы, касающиеся всего человечества. Чехова интересует конкретный человек и его « маленькие проблемы». А они не подвластны времени.

Тонким юмором, порой грустью овеяны рассказы писателя. И от этого они становятся добрыми. « Первый русский юморист после Гоголя, заразивший своим чеховским смехом не только современников, но и миллионы их внуков и правнуков»,- писал о Чехове К. Чуковский.

Будем надеяться, что своим смехом Чехов заразил и вас.

2. Оценивание.

3. Домашнее задание. Сделать иллюстрацию к наиболее понравившемуся отрывку и подготовиться к выразительному чтению этого отрывка.

Скачать: Презентацию А.П. Чехов 6 класс
Категория: Презентация | Просмотров: 524 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar