08:51 Олимпиада по химии 11 класс с ответами школьный этап | |
Задание № 1: Прочитайте отрывок из романа А. Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина»: «– Скажите, Роллинг, химические заводы представляют большую опасность для взрыва? – О, да. Четвертое производное от каменного угля – тротил – чрезвычайно могучее взрывчатое вещество. Восьмое производное от угля – пикриновая кислота, ею начиняют бронебойные снаряды морских орудий. Но есть и еще более сильная штука, это – тетрил. – А это что такое, Роллинг? – Все тот же каменный уголь. Бензол, смешанный при восьмидесяти градусах с азотной кислотой, дает нитробензол. Если мы в нем две части кислорода заменим двумя частями водорода, то есть если мы нитробензол начнем медленно размешивать при восьмидесяти градусах с чугунными опилками, с небольшим количеством соляной кислоты, то мы получим анилин. Анилин, смешанный с древесным спиртом при пятидесяти атмосферах давления, даст диметиланилин. Затем выроем огромную яму, обнесем ее земляным валом, поставим и там проведем реакцию диметиланилина с азотной кислотой. За термометрами во время этой реакции мы будем наблюдать издали, в подзорную трубу. Реакция диметиланилина с азотной кислотой даст нам тетрил. Этот самый настоящий дьявол: от неизвестных причин он иногда взрывается во время реакции и разворачивает в пыль огромные заводы…». Запишите уравнения химических реакций, которые описываются в данном отрывке. Составьте структурную формулу конечного продукта реакций. (5 баллов) Задание № 2: Даны структурные формулы веществ: а) б) Могут ли они иметь геометрические цис-транс изомеры? Если да, то изобразите их. Назовите эти вещества. Какие еще виды изомерии могут быть у данного класса веществ? Изобразите структурные формулы шести веществ, являющихся изомерами А и Б разных видов изомерии и назовите их. (10 баллов) Задание № 3: Обсудите возможность взаимодействия следующих веществ: а) аммиак и серная кислота; б) красный фосфор и азотная кислота; в) бутадиен – 1,3 и бром. Напишите уравнения реакций, укажите условия их протекания. Если реакции могут приводить к разным веществам, укажите, в чем состоит различие в условиях проведения этих процессов. (7 баллов) Задание № 4: Смесь солей хлорида и бромида калия массой 0,98 г растворили в воде и добавили избыток раствора нитрата серебра. Полученный осадок восстановили до металлического серебра массой 1,08 г. Определите массовые доли солей в исходной смеси.(8 баллов) Задание № 5: Имеется водный раствор смеси метиламина и анилина. Для нейтрализации 200 г этого раствора потребовалось 166,8 мл 36,5%-ной соляной кислоты плотностью 1,19 г/мл. На полное сжигание такого же количества газообразного метиламина, которое содержится в растворе, требуется 44,8 л (при н.у.) кислорода. Определите массу каждого амина в растворе. (9 баллов) Задание № 6: В пронумерованных склянках находятся растворы карбоната натрия, сульфата меди (II), едкого натра, этиленгликоля, глюкозы, щавелевой кислоты, этанола, этаналя. Как, используя только чистые пробирки и нагревательный прибор, распознать все вещества? Составьте план распознавания веществ. Запишите уравнения использованных вами реакций. (10 баллов) Максимальное количество баллов – 49. | |
|
Всего комментариев: 0 | |