10:03 Контрольная работа по русскому языку 9 класс за II полугодие ФГОС | |
(1) Любила Русь колокольный звон. (2)Уже в первой половине четырнадцатого века (а возможно, много раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде. (3)Новгородская летопись в 1342 году отметила: "...архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис". (4)Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов. (5)Высказываются предположения, что именно Борис, освоив мастерство, положил начало литью колоколов в России. (б)Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом.(7) Колокола звучали "во дни торжеств и бед народных".(8)Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность. (9) Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. (10)Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. (11)Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества. (12)Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. (13)Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) - отливали мелкие звоны и била.(14) Литье колоколов и бил считалось почетным делом. (15)Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. (16)В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро - для благозвучности. (17)Отсюда и выражение "серебряный звон". (18) С колоколами были связаны самые различные поверья.(19) Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. (20)Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. (21)Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол. (22) О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток.(23) Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. (24)Поэтому в ходу была поговорка: первый звон - пропадай мой сон, другой звон - земной поклон, третий звон - из дому вон. О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу. Трудное дело - отливка колоколов. (27)Колокол - это гигантский музыкальный инструмент. (28)У каждого колокола - свои переливы, у каждого звона - свое назначение. (Е.Осетров) К каждому заданию А1 - А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1- А9 обведите кружком. А1.Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему на Руси любили колокольный звон»? Церковные колокола были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность. Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол. А2.Почему рассказчик называет колокольный звон «серебряным»? 1.Колокола звучали "во дни торжеств и бед народных" 2.Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро - для благозвучности. 4.Колокол - это гигантский музыкальный инструмент. A3. В каком варианте ответа содержится тема текста? Литье колоколов и бил считалось почетным делом. История колоколов России. С колоколами были связаны самые различные поверья. В первой половине четырнадцатого века колокола делали в Москве и Новгороде. А4.В каком варианте ответа указана главная мысль текста? Первые упоминания о литье колоколов. Колокола всегда объединяли, сплачивали народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества. Колокол в фольклорных жанрах: притчах, загадках, шутках, поговорках. А5.В каком предложении текста содержится аргумент, подтверждающий тезис рассказчика о том, что «колокола звучали "во дни торжеств и бед народных"? 23 8 11 20 А6. В каком варианте ответов правильно расположены пункты плана в соответствии с содержанием. 1 .Колокол - музыкальный инструмент, имеющий свои переливы и назначение. Первые упоминания о литье колоколов. Поверья, связанные с колоколами. 4.Звучание колоколов "во дни торжеств и бед народных". 1,3,4,2 2,4,3,1 4,2,3,1 3,2,1,4 А7. Что является общим у слов "набатный" и "вечевой"? 1.Общим у этих слов является значение объединения, сбора людей 2.Общим является то, что удары в колокол - это сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги. 3.Колокол - это гигантский музыкальный инструмент. 4. 0 колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. А8. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 22-28? 1.метафора, фразеологизм 2.сравнительный оборот, гипербола 3.анафора, олицетворение 4.эпитет, лексический повтор, синтаксический параллелизм А9. Переделайте бессоюзное предложение (№25) в предложение с прямой речью. Напишите получившееся предложение. Ответы на задания В1 - В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми. В1. Из предложений 26 - 28 выпишите слово с орфограммой «Непроизносимый согласный в корне слова» В2. Из предложений 23 - 24 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -3, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный». ВЗ. Из 4 предложения выпишите слово с орфограммой «Безударный беглый гласный в суффиксе». В4. Из приведённого ниже предложения 23 выпишите все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие причастный оборот. Колокол был,(1) например,(2) для деревенских жителей своего рода часами, (З)возвещавшими о начале дня. В5. Среди предложений 12-14 найдите сложносочинённое предложение. Напишите номер этого предложения. В6. Из приведённого ниже предложения 15 выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения. Когда отливался большой колокол, (1)то летописец заносил это событие в свою хронику, (2)не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. В7. Замените словосочетание из предложения 23, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание. Деревенских жителей- ... В8. Из предложения 27 выпишите грамматическую основу. В9. Укажите количество грамматических основ в предложении 20. В10. Среди предложений 3-8 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения. В11. Среди предложений 12 - 17 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. В12. Среди предложений 18-25 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений. В13. Среди предложений 9-17 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения. В14. В предложении 3 замените прямую речь косвенной. Напишите получившееся предложение. | |
|
Всего комментариев: 0 | |