20:08 Конспект занятия по творчеству М.Ю. Лермонтова в детском саду | |
Цели урока: ( Рисунок №2) 1. Знакомство с биографией М. Ю. Лермонтова. 1. Чтение содержания стихотворения “Бородино” с обращением особого внимания на его художественные достоинства. 2. Развитие умения делать анализ художественного текста. 3. Воспитание уважения к великому прошлому России. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Слово о поэте (ответ ученика.) ( Рисунок №3, 4, 5, 6) 3. Историческая справка о Бородинском сражении. (Рисунок №7) -Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь? - А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа? (Упоминание о великих исторических событиях). - Знакомо ли вам слово – Бородино? ( Рисунок №8). (Относится к событиям войны 1812года, название деревни под Москвой, где произошло крупное сражение.) - Сегодня темой нашего урока будет разговор о Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М. Ю. Лермонтова. История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова. 1 ученик: ( Рисунок №9). 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России. Потери русских составили 45,6 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тысяч человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тысяч человек, у французов – вся гвардия (19 тысяч человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, так как русские впервые остались непобежденными. 2 ученик: Не сбылось пророчество Наполеона: «Через три года я буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю ее…» Ему пришлось признать: «Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми». Вслед за русским генералом А. П. Ермоловым можем с гордостью повторить: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую». Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе об ее учреждении говорилось: «Воины! Славный… год, в которой… поразили вы лютого и сильного врага… минул; но не пройдут и не умолкнут… громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!» 3ученик: 26 августа состоялось Бородинское сражение. 1 сентября – военный совет в Филях, где Кутузов принимает решение оставить Москву. 2–6 сентября – пожар Москвы. Октябрь - Кутузов вынуждает французов покинуть Москву и отступать по Старой Смоленской дороге. Ноябрь – декабрь – окончательный разгром французской армии и изгнание его остатков за пределы России. 4. Словарная работа. ( Рисунок № 10) - Прежде чем послушать стихотворение, обратите внимание на слова и их значения и постарайтесь запомнить: Редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя; мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин; картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле; лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия; бивак – стоянка войск под открытым небом; кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи; булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки; улан, драгун – солдаты конных полков; басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги. - С точки зрения лексики, что это за слова? ( Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии.) 5. Выразительное чтение стихотворения учителем. ( Рисунок №11). - Понравилось ли стихотворение? Как вы его поняли? Какие строки произвели на вас особое впечатление? Анализ произведения. - Что собой представляет первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит? Оправдывает ли себя такой выбор предложений? (Первая строфа стихотворения – это вопросительное и два восклицательных предложения, в которых заключен вопрос молодых воинов о боевых схватках под Бородином и сожаление, что отдали Москву.) - Что собой представляет остальная часть стихотворения? (Рассказ бывалого воина, участника сражения – волнующий, гордый, правдивый.) - Как построено произведение? (В форме разговора молодого солдата и старого). - Как вы себе представляете дядю – героя, от лица которого ведётся рассказ? - В каком он был возрасте во время битвы? А во время своего рассказа о битве? (Сейчас это старый человек, а во время сражения был молод). - Какой он был - простой или образованный человек? Обратите внимание на его речь. (Зачитывание строчек из текста: «Это человек из народа, солдат, артиллерист»). - Был ли он храбрым? Прочитайте эти строчки? - Как он вспоминает битву? (Постоянно чувствуется ещё не забытое восхищение подвигом солдат). - Как он называет героев своего поколения? (Могучее, лихое племя, богатыри). Почему? (Он гордится ими, их победой). - Почему солдат употребляет слово “мы” 20 раз, а слово “я” 3 раза? (Он не отделяет себя от войска, он спаян с народом, участвует во всеобщем деле). - Мысли старого солдата – это чувство всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни, объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг. И поэт Лермонтов, сам горячий патриот, воспевает патриотический подвиг народа. Главные герои для него – это народ, участники битвы – богатыри. Качества русского солдата: ( Рисунок №12). Мужество – присутствие духа в опасности. Храбрость – отсутствие страха. Отвага – смелость, бесстрашие, храбрость. Удаль – безудержная, лихая смелость. Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической ситуации. Патриотизм – преданность и любовь к Родине, народу. - Чем объясняется победа русских? Герои стихотворения – русские люди, победившие в войне с французами, - простые солдаты, руководимые талантливыми военачальниками: “…могучее, лихое племя, богатыри…” Русским воинам дороги простор и свобода родной земли: “Есть разгуляться где на воле!” Они горячо любят Родину, этим и объясняется их героизм, смелость, беззаветная преданность: “Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!” Русский солдат умеет хранить спокойствие, он рассудителен и мудр: “Но тих был наш бивак открытый: кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус”. Он умеет быть искренне благодарен командирам за науку: “Полковник наш рожден был хватом: слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, он спит в земле сырой”. Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрет, но не изменит: «И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!» - Мы встретились с произведением искусства. А искусство не только рассказывает о чем-то, но и делает нас соучастниками событий, заставляет пережить изображаемое. А какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни? Речь Лермонтова богата эпитетами (красочными определениями), сравнениями, метафорами, например: синие верхушки, поле грозной сечи, клятва верности, русский бой удалый, протяжный вой; умремте, как наши братья умирали; французы двинулись, как тучи; утро осветило пушки; звучал булат, картечь визжала. 6. Итог урока: - Какие герои истории привлекают Лермонтова? Каких людей он ценит и за что? Как он относится к Родине? ( Рисунок №13). Стихотворение “Бородино” - одно из самых ярких патриотических произведений русской литературы, вдохновенный гимн русскому народу, отстоявшему родину от врага. Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок стихотворения. | |
|
Всего комментариев: 0 | |