Главная » 2015 » Март » 16 » Конспект занятия по творчеству М.И. Цветаевой в доу
20:33
Конспект занятия по творчеству М.И. Цветаевой в доу
Цели урока:

Образовательные:

Знакомство с жизнью и творчеством М.Цветаевой.
Постижение поэтики стихов поэта, истоков формирования поэтического дара.

Развивающие:

Развитие навыков исследовательской работы (написание рефератов),
Формирование ценностного отношения к поэзии «серебряного века».

Воспитательные:

Воспитание чувства поэтического восприятия поэзии 1пол. 20 в
Привитие эстетического вкуса к поэтическому слову.
Постижение духовности через прикосновение к поэзии М. Цветаевой.

Оборудование: презентация, портреты поэтов «серебряного века», сборники стихов, рефераты учащихся.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

1916г. Слово учителя:

Два века русской литературы – «золотой» и «серебряный».

Золотой век – это то, что нетленно, то, что отличается качеством, хотя прошло уже много-много лет

- Какие имена всплывают в нашей памяти?

(А.Пушкин, М. Лермонтов…). Это наше все: детство, язык, культура, вечность… Осознание себя частицей Родины.

Но есть другой пласт русской культуры, не менее значительный и важный для постижения себя, нашего наследия. Это «серебряный» век.

-С чем ассоциируется у вас слово серебряный?

(Звон, легкость, хрупкость, уязвимость, тайна и… опять вечность)

Да, сколько ни замалчивали в современное время имен замечательных поэтов с трагической судьбой, но это замалчивание обернулось возвращением. Это имена А.Ахматовой, О.Мандельштама, Н.Гумилева, К.Бальмонта, М. Цветаевой.

Наш урок посвящен жизни и творчеству М.Цветаевой.

Обратимся к эпиграфу. (СЛАЙД №3)

Когда родилась Марина? (Осенью)

А писать она начала очень рано. (Первая книга стихов выщла в 1910 году. Называлась она «Вечерний альбом». Через 2 года следом выходит вторая книга «Вечерний фонарь»

(ПОКАЗ СЛАЙДА №4)

Все складывается хорошо. Но разве бывает судьба поэта безоблачной?

Надо знать, что с детства в Марине сформировались независимость суждений, довольно крутой, даже строптивый характер. Это ей и помогало выжить, но часто толкало на противоречивые, чаще мешающие выжить поступки.

Семья Марины – интеллигентная, образованная.

(ПОКАЗ СЛАЙДА №5)

(2 УЧАЩИМСЯ БЫЛО ДАНО ЗАДАНИЕ ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ ОБ ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ М. ЦВЕТАЕВОЙ.

Они рассказывают, и в это время идет презентация-слайды)

Учитель:

Юношеские стихи Марины и все, написанное до эмиграции 1922 года, сверкают красками, неподдельны, хотя они и несколько домашние:

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,

Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,

Оттого что я о тебе спою – как никто другой.

1916г.

Послушайте еще одно стихотворение. (Читает ученик)





Кто создан из камня. Кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

-В купели морской крещена – и в полете

Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

1920г.

Эти поэтические строки – страстная жажда общения, желание найти собеседников, близких ей по духу. А как ей их недоставало! Надо сказать, что Марина не решалась признанному гению «серебряного» века А.Блоку даже показать свои стихи. А Ахматова на ее послания не отвечала. Да и все ее личные контакты с поэтами были немногочисленны: Волошин, Мандельштам, Бальмонт, Белый.

Зато в 1922 году она получила нежное письмо от Б.Л.Пастернака. Это письмо было началом их дружбы.

(ПОКАЗ СЛАЙДА № 6 - ФОТО Б. ПАСТЕРНАКА)

Ученик читает письмо Б.Л.Пастернака:

«Дорогая Марина Ивановна! Сейчас в дрожью в голосе стал читать брату Ваше – «Знаю, умру на заре, на которой из двух» - и был, как чужим, перебит волною подкатывавшего к горлу рыдания… Вы – не ребенок, дорогой, золотой, несравненный мой поэт, и, надеюсь, понимаете, что это в наши дни означает, при обилии поэтов и поэтесс»

Долго Цветаева не могла прийти в себя, даже не сразу ему ответила.

(Ученик читает стихотворение. Или звучит запись стихотворения в исполнении А. ФРЕЙНДЛИХ)

Знаю, умру на заре! На которой из двух,

Вместе с которой из двух – не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

Пляшущим шагом прошла по земле! – Неба дочь!

С полным передником роз! – НИ ростка не наруша!

Знаю, умру на заре! – Ястребиную ночь

Бог не пошлет по мою лебединую душу!

Нежной рукой отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари – и ответной улыбки прорез…

- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

1920- 1921 г. Выходит сборник «Версты»

УЧИТЕЛЬ:

Версты – перекресток дорог – путь – беспутье.

Слово «беспутье» - любимое слово в поэтическом лексиконе Цветаевой.

Вот отрывок из журнала «Своими путями» (1925г). Очерк, посвященный К. Бальмонту.

(ПОКАЗ СЛАЙДА №7 - ПОРТРЕТ К. БАЛЬМОНТА)

«Почему я приветствую тебя на страницах журнала «Своими путями»? Что такое – своими путями? Тропинкой, вырастающей под ногами и зарастающей по следам: место не хожено – не езжено, не автомобильное шоссе роскоши, не ломовая громыхалка труда, - свой путь, без пути. Беспутный. Вот я и дорвалась до своего любимого слова!

Беспутный – ты, Бальмонт, и беспутная – я, все поэты беспутны, - своими путями ходят. Есть такая книжка «Кошка, которая гуляла сама по себе». Такая кошка – ты, Бальмонт, и такая кошка – я. Все поэты такие кошки. Что поэт назовет своим, кроме пути? Путь – единственная собственность беспутных. Одинокие пути творчества»

(Здесь уместно напомнить слова И.Бродского:

Скрипи, мое перо,

Мой коготок, мой посох.

И у него: коготок – кошка, посох – олицетворение пути).

БЕСЕДА.

Вопрос классу:

- Как жила М. Цветаева в годы революции? Понимала ли трагизм положения страны?

(Голод, мрак окружали ее со всех сторон. Она ходила на службу в башмаках, привязанных к ногам веревками, в старом платье.

Жила в узкой клетушке, родилась дочь Ирина, кормить было нечем, пришлось отдать дочь в приют, но там она умерла).



Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были – по одной на каждую –

Две головки мне дарованы.

Но обеими – зажатыми –

Яростными – как могла!-

Старшую у тьмы выхватывая –

Младшей не уберегла.

(«Две руки, легко опущенные…»)

Но эти трагические годы были очень плодотворные: стихи, 6 пьес, 3 поэмы. В это же время воспевание и восхваление Белой Гвардии. Сборник «Лебединый стан». В белой гвардии был ее муж, Сергей Эфрон.

(УЧЕНИК ЧИТАЕТ «ГДЕ ЛЕБЕДИ?»)

- Где лебеди? – А лебеди ушли.

- А вороны? – А вороны –

остались.

- Куда ушли? – Куда и журавли.

- Зачем ушли?

- чтоб крылья не достались.

- А папа где? – Спи, спи,

За нами Сон,

Сон на степном коне сейчас приедет.

- Куда возьмем?

- на лебединый Дон.

Там у меня - ты знаешь? –

белый лебедь.

1918г.

Следующий этап жизни Марины Цветаевой – эмиграция.

(1922 -1939 г.г) (Слайд 13)

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА:

Долгих 17 лет жила она за границей: Германия, Чехословакия, Франция. Это огромное испытание. Книг почти не выходило (последняя книга – 1928 год). Одиночество.

В эмиграции пишет автобиографическую прозу.

(ПОКАЗ СЛАЙДА № 9)

Конечно, Марина Цветаева понимала, что ее место – там, в России. Она решается вернуться. И в 1939 году она наконец на Родине, горячо любимой. События в стране тоже не дают спокойствия. Россия накануне войны. Уехала в Елабугу.

(Предлагается слайд № 14 - « Последний год жизни 1941»

(Его мы предлагаем учащимся зачитать вслух. Становится понятно, насколько Марина Цветаева была загнана жизнью, выхода она почти не видела. Остались 3 записки. Одна из них- «Простите, не выдержала»)

Такая страшная хронология последних дней августа 1041 года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

«Если душа родилась крылатой…». Крылья. Это движение , полет, путь… То, без чего нет Марины Цветаевой.

Прекрасная исповедальная поэзия поэта. Именно поэта. Так называла себя она. Слово «поэтесса» не любила. В проникновенных цветаевских строках обнажается ее крылатая душа. Душа останется и на кустах рябины, которую так любила Марина.

(В ПРЕЗЕНТАЦИИ СМОТРИМ СЮЖЕТ ИЗ ПРОГРАММЫ «ВРЕМЯ»: смотрительница музея Катаева – Лыткина, которая 39 лет дружила с сестрой Марины – Анастасией. В этом доме Марина жила с 1914 по 1922 года. Помогал сохранить музей Д.С. Лихачев.

Звучит музыка, дом –музей, на окне – портрет поэта Марины Цветаевой и рябина на окне.)

Мы предварили урок эпиграфом (см. 1 стр.) и заканчиваем урок тоже показом ветки рябины.

Вопрос:

- Верила ли Марина Цветаева, что ее поэзия найдет своего читателя?

(Да, память о ней жива, ей ставят памятники, сохранился Дом-музей в Елабуге)

(Слайд 18, 19)

Найдите строчки, подтверждающие это.

УЧЕНИКИ:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет.

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед. 1913г.

Сбылось предсказание.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Домашнее задание:

Приготовить рефераты по темам «Поэзия любви и одиночества»,

«Друзья Марины», «Ангелы идут»
Категория: Занятия | Просмотров: 310 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar