20:30 Конспект занятия по творчеству Л.Н. Толстой в школе | |
Цели урока: Предметные: - совершенствовать навыки чтения; - обогащать читательский опыт детей; - учить оценивать поступки героев; - учить выделять опорные слова в произведении; - воспитывать интерес к самостоятельному чтению; - познакомить с рассказом Л. Толстого «Косточка» Надпредметные: - личностные (качественные приращения) - личностные (нравственно-этическая ориентация) Личностные: рефлексия Познавательные: подбор информации по заданному параметру. Коммуникативные: воспитание товарищеских отношений. Регулятивные: прогнозирование (антиципация) Организационный момент: - Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните тревогу, беспокойство. Вдохните в себя весеннюю свежесть, тепло солнечных весенних лучей. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Приятного всем рабочего дня! Слайд2 В дорогу , девчёнки! В дорогу ,мальчишки! По лесенке знаний шагайте смелей. Чудесные тайны и добрые книжки Ступеньками будут на ней. Подготовка к восприятию (слайд3) -Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?(открывать тайны) -Но чтобы раскрыть эти тайны, надо подготовиться. Речевая разминка. -Прочитайте сначала по слогам, а затем целыми словами(чтение по рядам) (чтение хорошо читающим учащимся; затем чтение хором;) Кни-га от-кры-ва-ет-ся. Рас-сказ на-чи-на-ет-ся. Ге-рой сом-не-ва-ет-ся. Чи-та-тель у-лы-ба-ет-ся. -Что это записано? (предложения) -Прочитайте только последние слова в каждом предложении. Что о них можно сказать? Что заметили? (рифма) - Прочитайте первые слова в предложениях. -С какими понятиями мы уже познакомились на уроках литературного чтения? (Книга, герой, читатель) - С каким понятием еще не знакомы? (рассказ) -Какие цели мы можем поставить пере собой на сегодняшнем уроке? (Слайд с символами 4,5) Дети выбирают нужные. (Узнать: что такое рассказ, прочитать рассказ, узнать об авторе) 3 Работа по новой теме. -Итак, книга открывается. - Открываем учебник на странице 34. - сегодня мы начинаем новую главу нашего учебника. В ней мы попробуем открыть новый секрет художественного текста. -Прочитайте тему наших уроков по литературному чтению.(Долина рассказов: тайна за тайной.) -Прочитайте предложение под темой.(читатель, мы вступаем в Долину рассказов) -Кто нам может объяснить, что такое рассказ? (ответы детей). -Давайте, проверим и прочитаем научное объяснение слову рассказ. - Как называется произведение, с которым мы будем знакомиться?(«Косточка»,с.34.) - Кто автор этого произведения? (Л.Н.Толстой) - Знаком ли вам этот писатель? Что вы о нем знаете? - А хотели бы вы узнать о нем еще? Тогда слушайте… Биографическая справка (Слайды 6,7,8,9) Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, почти 200 лет назад. Л. Н. Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна в большой дворянской семье. Всю жизнь Толстой, 82 года, посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Многие из вас, наверное, и не знают, что Лев Николаевич Толстой был не только писателем, но и педагогом, учителем. В своем имении Ясная Поляна он велел построить школу для детей и сам занимался с ними. Для своих учеников Лев Николаевич написал “Русскую азбуку” и другие книги. Все рассказы этой книги были поучительными. Среди произведений, которые Лев Толстой сочинил для знакомых и незнакомых детей был маленький рассказ “Косточка”. И сегодня мы попробуем понять, чему учит рассказ «Косточка». Возьмите в руке карандаши, и если вам в тексте встретится непонятное слова, то вы аккуратно их подчеркните. - Итак, послушайте его и попробуйте представить все, что происходит. Читают учитель или хорошо читающие учащиеся. - Скажите, а это произведение можно назвать рассказом? Докажите. -Кто главный герой? (мальчик Ваня) -Как вы думаете, сколько лет мальчику? -Сколько действующих лиц, персонажей в рассказе? –А можно сказать, что главным героем является слива? Докажите. Словарная работа - Встретились ли вам в тексте незнакомые слова? - Что они означают? Сочла – сосчитала. Горница – большая светлая комната.(слайд 10 ) –Ребята, встаньте, пожалуйста те, кому из вас понравился рассказ Л.Н.Толстого. Остальных, я попрошу высказать своё мнение и тоже к нам присоединиться. Физминутка (слайд 11) Покачайтесь, Покружитесь, Потянитесь, Распрямитесь, Приседайте, приседайте. Пошагайте, пошагайте, Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка в присядку, Глубоко теперь вдохните, Сядьте тихо, отдохните, Всё в порядок приведите И читать друзья начните. 4 Повторное чтение и анализ прочитанного. (чтение по цепочке) -Мы прочитаем произведение ещё раз для того, чтобы лучше представить образ Вани, образ отца, мамы. (читаем по цепочке) - Найдите в рассказе ту часть, где Ваня готовится взять сливу. – Прочитайте - Долго ли Ваня готовился съесть сливу? - Выберите из этой части слова, описывающие его действия. никогда не ел (слайд 12 ) Нюхал их. Они нравились. Очень хотелось съесть. Ходил мимо. - О чём вам эти слова говорят? (хотел, но сомневался) -Герой сомневается…. - А что произошло дальше? (не удержался, схватил и съел) А как мы будем читать эти строчки? - Передайте при чтении голосом, что делал медленно, а что делал очень быстро. - Как вы думаете, хорошо он поступил? - А как бы вы поступили на месте Вани? - Так может надо было автору закончить рассказ на этом месте? Почему автор написал продолжение? (ВСЁ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ) - Как отец понял, что Ваня причастен к пропаже? (Ваня покраснел, как рак…) -А когда люди обычно краснеют? Было ли с вами такое? - Что он сказал детям? Прочитай. -Почему он так сказал? (Он хотел,чтоб Ваня сам признался, чтобы он остался честным. Он хотел помочь Ване признаться. У Вани была слабая воля. Он не удержался и взял без разрешения, потому что удержаться ему было трудно. А признаться – еще трудней. Все хотели помочь Ване. ) - Как вы думаете, Ваня испугался? - Докажите словами из текста (Ваня побледнел.) -- Догадались ли другие дети? - Почему все засмеялись, а Ваня заплакал? (слайд 13 ) Выберите правильный ответ. - Ему не понравились сливы. - Ему хотелось ещё слив. - Ему стало страшно, что он умрёт. - Ему стало стыдно, что он сказал неправду. - Он съел косточку. -Что пережил Ваня за обедом? У вас на столах есть рисунки мальчика. Представьте, что это Ваня. Выберите и наклейте, пожалуйста, выражение мальчика в начале рассказа, середине и в конце. (работа в паре, один на доске) -Какое отношение у вас сейчас к Ване? Поменялось ли ваше отношение к мальчику в начале рассказа и сейчас? Почему? – Почему автор назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»? (именно косточка помогла Ване избавиться от чувства вины) – А как еще могла бы закончиться эта история? – Какая из пословиц подходит нашему рассказу?(Слайд 14 ) Друг познается в беде. Любую ошибку можно исправить. Поспешишь – людей насмешишь. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. – Как вы её понимаете? Объясните, почему вы её выбрали? 5 Обобщение. - Прочитайте последний вопрос и попытайтесь ответить на него. -Как ты думаешь, о чем хотел сказать писатель в своем произведении?( Ответы детей: Толстой учит нас не брать без разрешения. Он учит нас признаваться, если сделал что-нибудь плохое. Толстой учит нас не глотать сливы с косточками и тд.) – Выходит, если бы когда-то Лев Толстой не успел написать и напечатать этот рассказ или я не прочитала бы вам “Косточку”……вы продолжали бы брать без разрешения? Не признавались бы в этом? И глотали бы сливы с косточками? – Да? Тогда выходит, Лев Толстой написал этот рассказ зря? Тайна в этом рассказе живет, (слайд 15) Попробуй её разгадать, Лишь тот секрет рассказа найдёт, Кто сможет Ваню понять. – Можно я чуть-чуть помогу вам. Но не объяснениями, а новыми вопросами и заданиями. Пускай каждый представит себя в рассказе, в этой семье. Все сели за стол, и ты (каждый из вас) – среди них. Отец и говорит: “А что, дети, не съели ли кто-нибудь одну сливу?” И ты, конечно, сразу догадываешься, кто съел. Так вот, мой вопрос: ты подскажешь отцу?(ответы детей) – Почему же? Отец ведь всех спрашивает. А ты знаешь, что украл сливу Ваня. Очень плохо поступил. Да еще теперь может тебе-то и не хватить! Он у тебя сливу украл. Пускай отец его накажет! – Неужели вы уже такие взрослые, такие великодушные, что простили бы малыша? – А приятно прощать маленького? – А раньше вы о себе знали, что вы такие взрослые, сильные, великодушные? – Видите, а сегодня вы смогли убедиться в том, что вы- взрослые, сильные, добрые, великодушные. И я о вас узнала, что вы великодушные. И это – благодаря Льву Николаевичу Толстому. Вот какой подарок он нам сделал. Вот зачем Лев Толстой написал этот рассказ. – Сложный рассказ? В нем много секретов. Наверное, еще остались секреты, которых мы не открыли, а дома, прочитав этот рассказ еще раз, может вы откроете еще секрет, о котором нам хотел сообщить писатель. 6 Рефлексия: (Слайд16) - Ребята,оцените свою работу на уроке. Если мы достигли поставленных целей,если урок был для вас полезным, и вам понравился то покажите сливу,а если вы ничего для себя не усвоили на этом уроке,и у вас остались неприятные ощущения - то тогда покажите грушу. -Подарите эти сливы тому, чью работу на уроке вы считаете плодотворной. -попрошу встать детей, кому подарили сливу. Молодцы, вы постарались. Прозвенел сейчас звонок, И закончился урок! Всем спасибо! (слайд 17) | |
|
Всего комментариев: 0 | |