Главная » 2015 » Март » 16 » Конспект занятия по творчеству Л.Н. Толстой для школьников
20:30
Конспект занятия по творчеству Л.Н. Толстой для школьников
Задачи:

расширять представление о прошлом (обучение дворянских детей);
учить характеризовать персонажей по их поступкам и речи;
продолжать работу по развитию речи: обогащение словаря учащихся за счет устаревшей и малоупотребительной лексики; развитие речевого чутья при замене устаревших слов и выражений современными;
воспитание любви к литературе как источнику знаний человеческих отношений.

Актуализация знаний.

Орг.момент. Чтение высказывания . (Слайд №1)

«Чтение хороших книг – это беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков — их авторами, и, причем, ученая беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей.» ( Рене Декарт)

Какой раздел литературы мы начали изучать? (Аз, буки, веди) Слайд №2

- Что обозначают эти знаки? (Буквы старославянского алфавита.) Из первых двух букв составлено название первого учебника по чтению для детей. (Азбука ) Слайд №3.

Но есть еще и такие книги: «Шахматная азбука», «Азбука ядерной физики» (Слайд №3)

- Что же означает слово – азбука?

Азбука - начальные основания какой – либо науки. (Словарь)

О чем нам уже поведал этот раздел литературы? (Слайд №4) Что узнали для себя нового?

- Какой была в старину школа? Кого обучали? Какие были классы – устройство? По каким книгам учились дети? Сегодня мы называем – буква, а раньше называли? (зримый знак)

«Наум наставит на ум» - почему так говорили на Руси?

- Кто обучал дворянских детей в раннем детстве?

- Что входило в круг обязанностей гувернера? (Ответ подтвердить отрывком из текста)

4. Мы продолжаем изучать творчество Л.Н. Толстого. Главы из какой повести мы читаем? (Детство). Это повесть из трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» (Слайд №5).

- Как вы понимаете слово ТРИЛОГИЯ? (Три произведения одного автора, объединенные сюжетом или главными героями.)

- Почему мы, жители тульской области, с особенным чувством читаем произведения Л. Толстого? (Слайд №6) Л.Н.Толстой не просто жил и создавал свои произведения в Ясной поляне - мир узнал о нашей области в связи с его произведениями, ставшими классикой литературы.

5. Итак, глава «Учитель Карл Иваныч».

С какими героями повести мы познакомились в этой главе? (Карл Иваныч, Николенька, старшие мальчики, дядька…)

- От какого лица ведется повествование? (От первого. От лица Николеньки Иртемьева)

Закрепление предыдущего материала..

Рассмотрите репродукции знаменитых картин Валентина Серова «Дети» и «Мика Морозов» (Слайды № 7,8,9)

Прочитайте вопросы, обсудите в парах. Мы ждем ваших мнений.

- Кто из этих мальчиков (на обеих картинах), на ваш взгляд, мог бы быть Николенькой Иртемьевым? Почему? Можно ли по портрету сказать что -либо о характере мальчика? Какое настроение вызывает картина?

Карточка. Дошкольник, взрослый, отрок, непоседливый, степенный, открытый, злой, добрый, веселый, раздраженный, равнодушный, печальный, задорный.

Как вы думаете, по каким признакам можно судить о характере человека? (По поступкам, по мыслям)

- Вспомните, на что обиделся Николенька? (Слайд № 10)

- Как и почему прошла его обида?

Похож ли Николенька в чем-нибудь на вас?

- В чем похож или не похож?

- Размышляете ли вы над своими поступками, как Николенька?

- Были ли у вас в жизни случаи, когда буквально за несколько минут у вас менялось отношение к кому-нибудь?

4. Что мы можем сказать о взаимоотношениях Карла Ивановича и мальчиков?



Знакомство с новым текстом.

Еще более ярко Толстой описал взаимоотношения Николеньки с Карлом Ивановичем в главе «Классы» (Слайд №11)
Чтение текста учителем и подготовленными детьми.

-Какие устаревшие слова и словосочетания вы нашли в тексте?

(Учился порядочно, вытвердить, была горячка, комод, сюртук)

– Замените их современными словами.

«Дети большие стали…» (Слайд №11) Что обозначали эти слова отца мальчиков?

- Как Карл Иванович отнесся к необходимости отъезда детей в гимназию?

(Переживал как личную трагедию.) Почему?

- Как он выражал свою обиду? (Подтверждение из текста)

- Какое чувство у вас вызывает Карл Иванович?

4. Докажите, что мальчики любят Карла Ивановича, а он любит их. Как переживал Николенька этот конфликт? (Подтвердить ответ отрывками из текста)

(Николенька живо и непосредственно откликается на беды близких ему людей, принимает их невзгоды близко к сердцу.) Неравнодушный. Небезразличный.

5. Карл Иванович отомстил за нанесенную ему обиду? Как? (Слайд №11)

- Почему он попросил Николеньку написать именно это предложение? Каким голосом он диктовал?

6. Прочитайте последнее предложение. Что значит «достойно отомстить за обиду»? (Не потерять собственного достоинства)

- Этот урок взаимоотношений между людьми запомнит Николенька на всю жизнь.

Много нового и интересного мы сегодня обсудили на уроке.

- Что, по вашему мнению, хотел Л. Толстой передать нам через образы и переживания своих героев? ( Рассказать о прошлом, о взаимоотношениях людей. научить доброте, выдержанности.)

- Что лично для себя вы взяли из обсуждения на этом уроке?

- Безусловно, Л. Толстой писал свои произведения не только для того, чтобы рассказать потомкам о том, как жили в конце 19 – начале 20 веках, но и пробудить в нас лучшие человеческие чувства. Те чувства, которые воспитывает «Азбука человеческих отношений», цитатой из которой мы закончим сегодняшний урок: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.» (Мф.7:12)
Категория: Занятия | Просмотров: 280 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar