20:30 Конспект занятия по творчеству Л.Н. Толстой для школьников | |
Задачи: расширять представление о прошлом (обучение дворянских детей); учить характеризовать персонажей по их поступкам и речи; продолжать работу по развитию речи: обогащение словаря учащихся за счет устаревшей и малоупотребительной лексики; развитие речевого чутья при замене устаревших слов и выражений современными; воспитание любви к литературе как источнику знаний человеческих отношений. Актуализация знаний. Орг.момент. Чтение высказывания . (Слайд №1) «Чтение хороших книг – это беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков — их авторами, и, причем, ученая беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей.» ( Рене Декарт) Какой раздел литературы мы начали изучать? (Аз, буки, веди) Слайд №2 - Что обозначают эти знаки? (Буквы старославянского алфавита.) Из первых двух букв составлено название первого учебника по чтению для детей. (Азбука ) Слайд №3. Но есть еще и такие книги: «Шахматная азбука», «Азбука ядерной физики» (Слайд №3) - Что же означает слово – азбука? Азбука - начальные основания какой – либо науки. (Словарь) О чем нам уже поведал этот раздел литературы? (Слайд №4) Что узнали для себя нового? - Какой была в старину школа? Кого обучали? Какие были классы – устройство? По каким книгам учились дети? Сегодня мы называем – буква, а раньше называли? (зримый знак) «Наум наставит на ум» - почему так говорили на Руси? - Кто обучал дворянских детей в раннем детстве? - Что входило в круг обязанностей гувернера? (Ответ подтвердить отрывком из текста) 4. Мы продолжаем изучать творчество Л.Н. Толстого. Главы из какой повести мы читаем? (Детство). Это повесть из трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» (Слайд №5). - Как вы понимаете слово ТРИЛОГИЯ? (Три произведения одного автора, объединенные сюжетом или главными героями.) - Почему мы, жители тульской области, с особенным чувством читаем произведения Л. Толстого? (Слайд №6) Л.Н.Толстой не просто жил и создавал свои произведения в Ясной поляне - мир узнал о нашей области в связи с его произведениями, ставшими классикой литературы. 5. Итак, глава «Учитель Карл Иваныч». С какими героями повести мы познакомились в этой главе? (Карл Иваныч, Николенька, старшие мальчики, дядька…) - От какого лица ведется повествование? (От первого. От лица Николеньки Иртемьева) Закрепление предыдущего материала.. Рассмотрите репродукции знаменитых картин Валентина Серова «Дети» и «Мика Морозов» (Слайды № 7,8,9) Прочитайте вопросы, обсудите в парах. Мы ждем ваших мнений. - Кто из этих мальчиков (на обеих картинах), на ваш взгляд, мог бы быть Николенькой Иртемьевым? Почему? Можно ли по портрету сказать что -либо о характере мальчика? Какое настроение вызывает картина? Карточка. Дошкольник, взрослый, отрок, непоседливый, степенный, открытый, злой, добрый, веселый, раздраженный, равнодушный, печальный, задорный. Как вы думаете, по каким признакам можно судить о характере человека? (По поступкам, по мыслям) - Вспомните, на что обиделся Николенька? (Слайд № 10) - Как и почему прошла его обида? Похож ли Николенька в чем-нибудь на вас? - В чем похож или не похож? - Размышляете ли вы над своими поступками, как Николенька? - Были ли у вас в жизни случаи, когда буквально за несколько минут у вас менялось отношение к кому-нибудь? 4. Что мы можем сказать о взаимоотношениях Карла Ивановича и мальчиков? Знакомство с новым текстом. Еще более ярко Толстой описал взаимоотношения Николеньки с Карлом Ивановичем в главе «Классы» (Слайд №11) Чтение текста учителем и подготовленными детьми. -Какие устаревшие слова и словосочетания вы нашли в тексте? (Учился порядочно, вытвердить, была горячка, комод, сюртук) – Замените их современными словами. «Дети большие стали…» (Слайд №11) Что обозначали эти слова отца мальчиков? - Как Карл Иванович отнесся к необходимости отъезда детей в гимназию? (Переживал как личную трагедию.) Почему? - Как он выражал свою обиду? (Подтверждение из текста) - Какое чувство у вас вызывает Карл Иванович? 4. Докажите, что мальчики любят Карла Ивановича, а он любит их. Как переживал Николенька этот конфликт? (Подтвердить ответ отрывками из текста) (Николенька живо и непосредственно откликается на беды близких ему людей, принимает их невзгоды близко к сердцу.) Неравнодушный. Небезразличный. 5. Карл Иванович отомстил за нанесенную ему обиду? Как? (Слайд №11) - Почему он попросил Николеньку написать именно это предложение? Каким голосом он диктовал? 6. Прочитайте последнее предложение. Что значит «достойно отомстить за обиду»? (Не потерять собственного достоинства) - Этот урок взаимоотношений между людьми запомнит Николенька на всю жизнь. Много нового и интересного мы сегодня обсудили на уроке. - Что, по вашему мнению, хотел Л. Толстой передать нам через образы и переживания своих героев? ( Рассказать о прошлом, о взаимоотношениях людей. научить доброте, выдержанности.) - Что лично для себя вы взяли из обсуждения на этом уроке? - Безусловно, Л. Толстой писал свои произведения не только для того, чтобы рассказать потомкам о том, как жили в конце 19 – начале 20 веках, но и пробудить в нас лучшие человеческие чувства. Те чувства, которые воспитывает «Азбука человеческих отношений», цитатой из которой мы закончим сегодняшний урок: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.» (Мф.7:12) | |
|
Всего комментариев: 0 | |