20:22 Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова в доу | |
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова на примере рассказа «Хирургия»; Задачи: Развивать умение размышлять над прочитанным, над поступками героев и их последствиями, анализировать текст; Введение понятий «юмор», «сатира». Развивать культуру речи, читательские умения; развивать навыки сравнительного анализа; Воспитывать интерес к предмету, воспитывать нравственные качества. Оборудование: Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова» Карточки-задания для работы в группе. Аудиокнига «А.П.Чехов. Рассказы». Портрет А.П.Чехова Ход урока 1. Организационный момент. 2. Ввод в тему урока. Мотивация. Ребята, у вас 5 урок, вы немного подустали, поэтому предлагаю начать урок с игры, которая называется « Четвертый лишний». Перед вами четыре произведения. Найдите четвертое лишнее, объясните свой выбор. «Заколдованное место». «Ночь перед рождеством» «Хирургия» «Пропавшая грамота» С произведениями Н.В. Гоголя мы уже с вами знакомились на наших уроках, а сегодня познакомимся с биографией А.П.Чехова, с его произведениями. 3. Объяснение нового материала. Прочитаем эпиграф к главе о Чехове: «Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня» (Л.Н.Толстой). - Значит, по мнению Толстого, в язык Чехова надо вчитаться. Как вы понимаете это выражение? Прежде чем вчитаться в Чехова, давайте познакомимся с биографией А.П.Чехова. 1) Между А.П.Чеховым и Н.В. Гоголем существует связь не только на литературном поприще, но и в биографии есть общее. Оба родились на Украине. 4.Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова» (Приложение 1) Вопросы для беседы после просмотра презентации: - Что нового вы узнали о А.П.Чехове? - Каким человеком представляется вам Чехов? - Что заинтересовало вас в биографии писателя? - Какими талантами обладали Чехов, его сестра и братья? Антон Чехов и его брат Иван увлекались театром, у них был талант артистов. Чехов легко перевоплощался в героев различных пьес. Старший брат Александр стал писателем, Николай – художником. У брата Михаила тоже был литературный талант, у Ивана - талант педагога, у Марии – художественные способности. - Как относился Чехов к чтению, книгам? К чтению А. П. Чехов относился с увлечением. Особенно он любил книги о приключениях и путешествиях, читал юмористические журналы. - Когда появились первые рассказы писателя? О чем они? - Как Чехов подписывал свои произведения? - Почему в его творчестве так много сюжетов на медицинскую тему? 5.Прослушивание аудиозапись рассказа «Хирургия» Предлагаю прослушать рассказа «Хирургия» из аудиокниги «А.П.Чехов. Рассказы» в исполнении замечательного артиста, обладателя Гран-при первого открытого Российского конкурса артистов эстрады в Санкт-Петербурге – Марата Рави. (Это хороший пример сценического чтения литературного произведения). При этом говорю, что когда-то артиста аналогичного жанра называли « человек-оркестр». - А почему? Вы должны будете мне ответить на этот вопрос, после того, как прослушаете аудиозапись в исполнении этого замечательного артиста. (Прослушивание аудиозаписи). - Согласны ли вы с тем, что Марата Рави можно назвать « человеком-оркестром»? (Человек и голос, богатство тембров, что кажется перед нами настоящий театр). 6. Беседа по содержанию рассказа «Хирургия». - Понравился рассказ Чехова? - Как вы думаете, что побудило писателя к созданию этого произведения? - Вспомните фамилию фельдшера. На что она намекает? - Каким перед вами предстает больной дьячок? - Кто вызывает больше смеха или сочувствия дьячок Вонмигласов? фельдшер Курятин? - Что же смешного в таком рассказе? (Смешной, юмор.) - А что такое юмор? Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка. - Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы Чехова смешные, но невеселые. - Давайте попробуем разобраться в этом. - Как выглядела земская больница? Кто её пациенты? Земская больница не описана Чеховым подробно. В земских больницах обычно были палаты для больных и приемное отделение. Такие больницы были небольшими, часто в них работал только один доктор. В приемной стоит шкаф, в котором инструменты, в бутылке карболовый раствор. Пациенты этой больницы – люди простые и малообразованные, как дьячок Вонмигласов. - О чем нам говорит фамилия фельдшера – Курятин? Фельдшер Курятин курит зловонную сигарету. Фамилия фельдшера автором выбрана специально. Она говорит о том, что герой много курит. Может быть, фамилия связана со словом «курятина». Есть такое обидное прозвище «курицын сын», то есть глупый и трусливый человек. - Какими предстают перед нами фельдшер и больной? И фельдшер, и больной предстают людьми невежественными, невоспитанными. - Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Почему? 7. Выводы - Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство? - Отчего это происходит? Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер. Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло. 8. Итоги урока. 9. Оценки. 10. Д/з. Перечитать рассказ «Хирургия». Ответить на вопросы | |
|
Всего комментариев: 0 | |