14:27 Классный час посвященный Л.Н. Толстому 2 класс | |
Цель: Становление нравственно-зрелой личности. Задачи: 1. Продолжить формирование нравственно-этических понятий: доброта, отзывчивость, сострадание. 2. Формировать способность учащихся к сознательному нравственному выбору. 3. Воспитывать нравственные чувства. 4. Практические: формировать высоконравственные мотивы поведения и нравственную привычку – потребность совершать нравственные поступки. Форма проведения: этический диалог Оборудование: интерактивная доска, мультимедиапроектор, плакат «Доброта спасет мир», карточки с ситуациями, карточки для рефлексии Прилагаемые медиаматериалы: презентация «Доброта спасет мир» [1]. Предварительная подготовка: 1 творческая группа – выбирает высказывания писателей, поэтов, философов о доброте, родителях, добре как нравственной категории, готовит презентацию; 2 группа – находит текст рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма», подбирает иллюстрации, фотографии к нему, готовит презентацию. ДОБРОТА СПАСЕТ МИР. Этап мотивации. Учитель: Живу, как умею. Живу, как могу, Путем, мне начертанным, Прямо иду. Не прячусь от трудностей, Верю в добро И очень хочу, Чтоб всем людям везло. Люблю добродушных, А подлых боюсь, Людей «толстокожих» Всегда сторонюсь. Неравнодушных людей я люблю И сердцем тянусь к их теплу и огню. Открыта душой я земной красоте, Все добрые люди. Братья вы мне! Сегодня мы снова будем говорить о добре и зле, о выборе, который совершает каждый из нас в различных жизненных ситуациях. Ведь как сказал Л.Н.Толстой, нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра. [1]. (слайд №1). А чтобы создать атмосферу доверия и взаимопонимания, давайте возьмемся за руки и пошлем друг другу «Импульс добра». Этап актуализации знаний. Скажите и запишите (на медиадоске), как вы понимаете, что это значит – быть добрым? 1 группа: Быть добрым в мыслях - это ………… 2 группа: Быть добрым в словах – это…………….. 3 группа: Быть добрым в делах – это………………. (Происходит осмысление понятия на интуитивном уровне) Основной этап (этап размышления). 1. Мы не одиноки в этом мире. Наша доброта направлена на тех, кто нас окружает. Напишите на солнечных лучах, на кого направляете вы свои добрые мысли, слова, поступки. (карандашом на медиадоске) -Почему стрелки направлены в обе стороны? Вывод: Добро порождает добро [1]. (слайд №2: Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Л.Н.Толстой) Этический диалог (по рассказу Паустовского «Телеграмма»). - Кто самый близкий для нас человек? Всегда ли мы внимательны к самым родным людям? - Я хочу, чтобы вы прослушали отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма», в котором говорится о жизненной ситуации, встречающейся в наше время, к сожалению, довольно часто. (презентация по рассказу, во время показа – чтение) - Какой вы представляете себе Катерину Петровну? (Старая, больная, очень одинокая, не живет, а доживает свой век) - Какие мысли, чувства владели Катериной Петровной? (Воспоминания о молодости и мысли о дочери: сделать так, как лучше Насте, не надоедать, раз дочери не до неё, не мешать её счастью, не напоминать о себе – писала редко). - Укоряет ли Катерина Петровна дочь, хотя бы в душе? (Нет, она её оправдывает, понимает, заранее прощает) - Можем ли мы оправдать Настю? Почему? - Как бы вы поступили на её месте? Легче всего обидеть мать. Она обидой не ответит, Лишь только будет повторять: Не простудись, сегодня ветер. Легче всего обидеть мать. - Одиночество – это самое страшное наказание от родных людей. Становясь взрослыми, не забывайте о тех, для кого нет вас ближе. Пишите, звоните, приезжайте. [1]. (слайд №3: К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе. Сократ. ) зачитать 3. Мы живем среди людей и часто сталкиваемся с ситуациями, требующими нашего участия. Как вы бы поступили в данной ситуации? [1]. (слайд №4: Благодеяние мерится не величиной, а доброй волей, которой порождено. Сенека. Доброта – это согласие воли с совестью. А.Аврелий. ) Ситуация 1. У вашей одноклассницы тяжело заболела мама. Она сопровождала её в больницу и пропустила несколько дней. На уроке – контрольная работа. Одноклассница просит учителя освободить её от контрольной. Нужно ли выполнить её просьбу, ведь экзамен она будет сдавать наравне со всеми и материал обязана знать? Каковы ваши действия в данном случае? Ситуация 2. Вы стоите в большой очереди в железнодорожную кассу. Пожилой человек хочет купить билет без очереди, но его не пропускают, отговариваясь тем, что у пенсионеров времени много, можно и постоять. Как вы поступите? Ситуация 3. Вечером, гуляя с друзьями, вы заметили неподвижно лежащего человека. По его внешнему виду ваши товарищи решают, что он просто пьян, и предлагают просто не обращать на него внимания. Как вы поступите? 4. Раскрытие понятия ДОБРОТА. -Какие качества требовали проявления в данных ситуациях? - Какие же синонимы к слову доброта мы можем подобрать? Чуткость, отзывчивость, сочувствие, сострадание, милосердие, бескорыстие, любовь к близким, любовь к Родине, терпимость, великодушие, гуманность. (записать на медиадоске) [1]. (слайд №5: ДОБРО – В ДУХОВНОМ ЗНАЧЕНИИ – БЛАГО, ЧТО ЧЕСТНО И ПОЛЕЗНО, ЧЕГО ТРЕБУЕТ ОТ НАС ДОЛГ ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНИНА, СЕМЬЯНИНА. В.ДАЛЬ. ) Давайте пошлем частичку доброты нашим гостям, добрую мысль или чувство, пусть они ощутят тепло нашей души. 5. Запишите на медиадоске, по отношению к кому (чему) мы должны проявлять доброту (к близким, к Родине, к природе, к одноклассникам, к окружающим, к друзьям). [1]. (слайд №6: Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз – то же дело становится привычкой. Л.Н.Толстой ) Вывод: Когда желание совершать добро перерастает в потребность, человек становится нравственно зрелой личностью. III. Рефлексия. 1. Давайте создадим плакат «Доброта спасет мир». Для этого на ладошках замените многоточие определением доступных вам поступков и деяний, очертив круг собственной добродетели. (Ладошки наклеиваются на плакат) [1]. (слайд №7, 8) 2. Проведем рефлексию с помощью «Я»-высказываний (у каждого ученика) Допишите и зачитайте: -Я сегодня узнал, что… -Я подумал о… -Я стал более уверен в том, что… -Я понял, что… -Я испытывал чувства, настроение... 3. [1]. (слайд №9 Благие намерения – ничто, если они не претворяются в добрые дела. Ж.Жосеф.) Закончить наш классный час мне бы хотелось стихотворением-пожеланием: Сумей преодолеть преграды, И боль, и призрачный успех. Живи, не требуя награды За свой поступок ради всех. Ещё печалью мир простужен, Исподтишка грозит беда, Ты должен быть кому-то нужен – Всегда - как хлеб или вода. Быть добрым надо по привычке, Не по расчету. Пригодись Хотя бы маленькой синичке – Пусти её из клетки ввысь. Е.Михайличенко Незнакомые. Окружающие. Знакомые. Друзья. Одноклассники. Родители. Близкие. | |
|
Всего комментариев: 0 | |