14:27 Классный час посвященный Л.Н. Толстому 1 класс | |
Цели: Воспитывать любовь и уважение к семье, формирование духовных и нравственных качеств. Задачи: формировать представления о жизненном идеале семьи; формировать уважение к членам семьи; формировать навыки семейной дипломатии; формировать умение анализировать ситуации; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений. Ход занятия: 1. Выход на проблему. - Кто помнит, о чем мы говорили на прошлом классном часе? -Как вы назвали семью, в которой вы живете? -Почему? Китайская притча «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ» Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Это была особенная семья. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого императора. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился император и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине и спросил: «Расскажи, как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга?» Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул листок владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: -Как вы думаете, какие 3 слова написал старейшина? -Запишите эти слова в своей тетради. Работа в парах. Обсудите эти слова с соседом. Какие слова у вас совпали? Объединяются в 4ки и проверяют все свои слова, совпали ли слова с другой парой. Записывают 3 слова на бревнышках, которые считают самыми важными. -Чем же крепка семья? Вывешивают на доску свои бревнышки и зачитывают слова. Получился домик.. -Какие же слова написал старейшина этой дружной семьи, вы узнаете в конце урока. «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» -И все?- удивился император. -Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. - А вы знаете от какого слова произошло слово «семья»? От слова «семя». Маленькое семя с любовью посаженное в землю даёт крепкий росток, со временем на нём появляется цветок, а затем плоды. Когда ваши родители создали семью, они тоже напоминали «семя». Его надо было выращивать с любовью, жить в согласии и заботиться друг о друге. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают первые цветочки – сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют ни сил, ни времени, чтобы вы выросли хорошими людьми. У каждого из вас ребята есть люди самые близкие, любимые. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились и будут любить вас всегда. Кто же это? Дети: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры. Учитель: Назовите их одним словом. Сегодня на нашем уроке пойдёт речь о семье. А вы мои помощники. Вместе будем искать ответ на один вопрос. Что нужно, чтобы у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья, чтобы все в ней были счастливы, и всем было хорошо. ( вернуться к пословице) 2. Размышление над проблемой. Ситуация №1 Дочка собирается гулять, примеряет, наряды и небрежно бросает их на пол. -Мама: Света положи вещи на место! -Света: Мама! Не видишь, я тороплюсь? Убери сама! -Мама: Хорошо. А ты когда вернёшься дочка? -Света: Не знаю. А что? -Мама: Я сегодня устала на работе, хотела лечь спать пораньше, а ты свой ключ потеряла, как теперь дверь откроешь? -Света: Не знаю! Ты сама виновата. Надо было побыстрее мне новый ключик заказать! -Мама: Дочка на обратном пути купи молока и хлеба. -Света: Сама сходи. - Что можно сказать о дочке? -Что мы можем посоветовать этой девочке? Как дети должны относиться к своим родителям? Вывести правила поведения по отношению к родителям. Прикрепить на доску. - Какие произведения мы читали , где дети не уважают своих родителей? (Айога,) -Скажите, кто был рядом с вашими родителями, когда они сами были маленькими? (бабушки, дедушки) Ситуация №2 Рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» - Почему они заплакали? -Как вели себя дети по отношению к дедушке. Что вы можете сказать об их отношении к старику? - Как вы думаете, какой урок получил внук, наблюдая отношение к дедушке? - Как думаете, родители поняли свою ошибку. Есть ли в вашей семье старые люди? - Представьте, что история, которую рассказал Л.Н. Толстой, произошла в вашей семье. Как бы повел себя каждый из вас в этой ситуации? - За что вы любите своих бабушек и дедушек? Вывести правила поведения по отношению к пожилым людям. Повесить на доску. - Ребята, у вас есть в семье братишки, сестрёнки старшие, у некоторых будут и младшие. Как мы должны обращаться с ними? Ситуация №3 Физкультминутка. Под музыку дети делают движения «Стирка белья» Чтец: Папа ушёл на работу. Мама продукты ушла покупать, И у меня есть забота – Младшего брата качать. И так я его, и эдак. Не плачь мой дружок, не реви! А он и слышать не хочет: Ви, ви, ви! С улицы Петька и Колька С друзьями зовут погулять, Но дело у меня очень важное – Младшего брата качать! - А в данной ситуации, что можно сказать о сыне? Вывести правила поведения по отношению к своим братьям и сестрам. 3. -А вы, какие обязанности по дому выполняете? - Вспомните, в каких сказках братья и сестры помогали друг другу? (Гуси- лебеди,) -Посмотрите на наши правила и сделайте вывод: Семья будет счастливой если… - Прочитайте заповедь Христа: «Почитай отца своего и мать и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить» Почитать родителей – значить в детстве их слушаться, в молодости с ними советоваться, в зрелом возрасте о них заботиться. если заповедь исполняются то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Берегите и любите всех! Можно составить «синквейн» о семье. -Какие же слова написал старейшина этой дружной семьи? Открыть домик со словами. ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» -И это все?- удивился император. -Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. Ученики читают стихотворение о семье. Рефлексия: - Что меня заставило задуматься на уроке….. «Синквейн» Прилагательные Глаголы дружная любит сплоченная защищает крепкая оберегает веселая поддерживает счастливая заботится верная переживает заботливая уважает надежная наставляет любящая советует согревает Высказывания о семье Любую пословицу о семье. Предложения о семье Теплое гнездышко. Островок безопасности Ласковое солнышко Капельки солнца Отчий дом Крепость Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку, даже письма друг дружке редко пишут, а что до дома родительского, так совсем про него и забыли. Впрочем, дома кое-кто жил. На чердаке - ворона Галя, в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой - домовенок Кузя. Хорошо они жили, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна! Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село. А Кузя с тех пор ходит по свету и не может найти тот дом, где бы ему жилось хорошо. -Мы с ребятами приготовили для гостей домовят, которые будут оберегать вашу семью. Пусть в вашей семье будет любовь да совет. Раньше на Руси в каждой семье был оберег-«Матушка-хозяюшка-берегиня», которая символизировала благополучие, любовь и согласие в семье. И сейчас, дорогие гости, мы хотим вам подарить такую берегиню , сделанную ребятами, своими руками ,с пожеланиями мира, добра ,любви, понимания…и всего самого хорошего вашей семье. Прочитайте, как вели себя дети по отношению к дедушке. Что вы можете сказать об их отношении к старику? - Прочитайте продолжение рассказа. Как вы думаете, какой урок получил внук, наблюдая отношение к дедушке? Почему заплакали родители? - Сравните, как изменилось отношение к дедушке после того, как родители поняли свою ошибку. Каким оно было сначала? Как изменилось в конце рассказа? - Представьте, что история, которую рассказал Л.Н. Толстой, произошла в вашей семье. Как бы повел себя каждый из вас в этой ситуации? За что вы любите своих бабушек и дедушек? Прочитайте, как вели себя дети по отношению к дедушке. Что вы можете сказать об их отношении к старику? - Прочитайте продолжение рассказа. Как вы думаете, какой урок получил внук, наблюдая отношение к дедушке? Почему заплакали родители? - Сравните, как изменилось отношение к дедушке после того, как родители поняли свою ошибку. Каким оно было сначала? Как изменилось в конце рассказа? - Представьте, что история, которую рассказал Л.Н. Толстой, произошла в вашей семье. Как бы повел себя каждый из вас в этой ситуации? За что вы любите своих бабушек и дедушек? Кто родителей почитает, тот … вовек не погибает. (Главное в семье дружба, внимание друг к другу и понимание друг друга, а также взаимная помощь).- Давайте гордиться своей семьей, ведь другой, такой же, нет на целом свете! Найдите в тексте, почему дедушку не сажали за стол? -Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой? -Зачем Миша делал лохань? -Почему родители Миши заплакали? Обобщающая беседа. -Как они стали относиться после этого к дедушке? -Какая из собранных нами пословиц подходит к истории? -Подходит ли пословица «Как аукнется, так и откликнется» к этому рассказу? -Зачем Л. Н. Толстой рассказал нам эту историю? -Как мы должны относиться к пожилым людям и родителям? -Есть ли в вашей семье старые люди? Как вы к ним относитесь? Почему? Что мы можем посоветовать героям этого стихотворения? У нас гуляют во дворе два мальчика, два братца. За ними нашей детворе в футболе не угнаться. Легко ли бегать целый день, Порою против ветра, Да так, что собственная тень Отстанет на полметра! Но вот во двор выходит дед Позвать внучат к обеду. -Здесь вашим внукам равных нет!- -Заметил кто-то деду. Дед неохотно молвил : «Да...» Потом добавил строже: -Я обгоняю их всегда, когда звонят в прихожей, Когда нам срочно нужен хлеб или не хватит соли, Хоть я и стар, и полуслеп, и ... не мастак в футболе. -Можно ли этих мальчиков назвать внимательными? О чем надо задуматься этим ребятам? Добро и зло творить Во власти всех людей. Но зло твориться без труда, Добро творить трудней. ырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос…И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни… Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку. А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно… Автор притчи монах Варнава (Евгений Санин) Вместе-тесно, а врозь-скучно. Ушинский. Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!» Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!» Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно? 1.Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. 2.Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. 3.Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! 4.Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! Сценка: входит Борька с товарищем и их бабушка Борька: Идём! Идём! Можешь с ней не здороваться, она у нас старая старушенция! Бабка: (одёрнув кофту и поправив платок) Обидеть, что ударить, приласкать – надо слово искать! (уходит). Товарищ: А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои и чужие. Она у нас главная. Борька: Как это – главная? Товарищ: Она старенькая, всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей так? Смотри отец наругает! Борька: Не наругает! Он сам с ней не здоровается! Товарищ (покачав головой): Чудно! Теперь, старых все уважают. Вот у одних в нашем дворе старичку плохо стало, так они ему теперь платят. Суд постановил. А стыдно- то как перед соседями, жуть! Борька (покраснев): Да мы свою бабку не обижаем. Она у нас сыта и здорова (прощаются, но Борька задумывается.). Борька: Бабка, иди сюда! Бабка: Иду, иду! Борька: Вот попрощайся с моей бабушкой! | |
|
Всего комментариев: 0 | |