Главная » 2015 » Март » 16 » Классный час посвященный А.П. Чехову
13:54
Классный час посвященный А.П. Чехову
Биография А.П. Чехова (хронологическая таблица)

1860,17 (29) января – родился в Таганроге в мещанской семье.
1869-79-учился в гимназии.

1879-1884 - учеба на медицинском факультете Московского университета.
1880 - начал печатать короткие юмористические рассказы в журналах “Стрекоза”, “Будильник”.
1884 - окончил университет, занялся медицинской практикой.
1888, 7 октября – Чехову присуждена академическая Пушкинская премия за сборник «В сумерках».
1890, 11 июля-13 октября - совершает поездку на Сахалин. Пишет книгу “Остров Сахалин” (1893-1894)
1892 - поселился под Москвой, в деревне Мелихово (ныне Чеховский район). Создает повести и новеллы - “Дуэль”, “Дом с мезонином”, “Палата №6” и прочие.

1897-99 – работа участковым врачом. Создает пьесы “Чайка” “Дядя Ваня”, “Три сестры”.
1901 – венчание в Москве с актрисой художественного театра О,Л, Книппер.
1902 - вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту.
1904, июнь – в связи с обострением туберкулеза выезжает в Германию для лечения на курорт Браденвейлер, где скончался 2 (15 )июля. Похоронен в Москве.

Биография А.П. Чехова (хронологическая таблица)

1860,17 (29) января – родился в Таганроге в мещанской семье.
1869-79-учился в гимназии.

1879-1884 - учеба на медицинском факультете Московского университета.
1880 - начал печатать короткие юмористические рассказы в журналах “Стрекоза”, “Будильник”.
1884 - окончил университет, занялся медицинской практикой.
1888, 7 октября – Чехову присуждена академическая Пушкинская премия за сборник «В сумерках».
1890, 11 июля-13 октября - совершает поездку на Сахалин. Пишет книгу “Остров Сахалин” (1893-1894)
1892 - поселился под Москвой, в деревне Мелихово (ныне Чеховский район). Создает повести и новеллы - “Дуэль”, “Дом с мезонином”, “Палата №6” и прочие.

1897-99 – работа участковым врачом. Создает пьесы “Чайка” “Дядя Ваня”, “Три сестры”.
1901 – венчание в Москве с актрисой художественного театра О,Л, Книппер.
1902 - вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту.
1904, июнь – в связи с обострением туберкулеза выезжает в Германию для лечения на курорт Браденвейлер, где скончался 2 (15 )июля. Похоронен в Москве.

Биография А.П. Чехова (хронологическая таблица)

1860,17 (29) января – родился в Таганроге в мещанской семье.
1869-79-учился в гимназии.

1879-1884 - учеба на медицинском факультете Московского университета.
1880 - начал печатать короткие юмористические рассказы в журналах “Стрекоза”, “Будильник”.
1884 - окончил университет, занялся медицинской практикой.
1888, 7 октября – Чехову присуждена академическая Пушкинская премия за сборник «В сумерках».
1890, 11 июля-13 октября - совершает поездку на Сахалин. Пишет книгу “Остров Сахалин” (1893-1894)
1892 - поселился под Москвой, в деревне Мелихово (ныне Чеховский район). Создает повести и новеллы - “Дуэль”, “Дом с мезонином”, “Палата №6” и прочие.

1897-99 – работа участковым врачом. Создает пьесы “Чайка” “Дядя Ваня”, “Три сестры”.
1901 – венчание в Москве с актрисой художественного театра О,Л, Книппер.
1902 - вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту.
1904, июнь – в связи с обострением туберкулеза выезжает в Германию для лечения на курорт Браденвейлер, где скончался 2 (15 )июля. Похоронен в Москве.

Урок- исследование по теме

"Личность и творчество А.П. Чехова"

Цель: Расширить представление учеников о личности писателя А.П.Чехова.

Задачи:

формировать интерес к жизни и творчеству А.П.Чехова;

воспитывать, на основе знакомства с жизненными принципами писателя и его творчеством, в учащихся порядочность, интеллигентность, серьезную жизненную позицию;

развивать их эмоциональную восприимчивость.

Оборудование: Выставка произведений А.П. Чехова, воспоминания об А.П. Чехове, компьютер.

Форма урока: урок-исследование.

Эпиграф к уроку:

"Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро".

А.П.Чехов.

ХОД УРОКА

Учитель. Добрый день, уважаемые ребята!

Сегодня приступаем к изучению творчества А.П. Чехова, который “созданием своих произведений открыл новую страницу в мировом искусстве”.

“Личность и творчество А.П. Чехова” - такова тема нашего урока.

Наш сегодняшний урок необычный. Сейчас вы станете экскурсантами, а я – вашим экскурсоводом. Вот вам задание: будьте внимательны и после заочной экскурсии ответьте: “Каким же был этот человек, сумевший завоевать сердца многих поколений?”

Заочная экскурсия

(компьютерная презентация )

(Слайд 3). Дом в г.Таганроге, где 17 января 1860 года родился А.П.Чехов

Чехов ведет свой род от крепостных крестьян. Дед Чехова по отцу, Чехов Егор Михайлович, был крепостным в Воронежской губернии, волевым и хозяйственным человеком, стремившимся дать максимальное образование детям. Упорным трудом им были скоплены деньги, позволившие выкупить себя вместе с семьей на волю. После этого он приписал себя к мещанскому сословию, купил домик в Таганроге

(Слайд 4). Отец - Павел Егорович Чехов был весьма интересной личностью. Он имел в Таганроге бакалейную лавку, будучи купцом 3-й гильдии, но занимался торговлей без особого рвения, больше уделяя внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам. Обстановка в доме Чеховых была традиционно - патриархальной: дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось. Помимо учебы в гимназии, сыновьям Павла Егоровича приходилось иногда замещать отца в лавке, конечно в ущерб занятиям. По вечерам пели хором. Отец прекрасно играл на скрипке, пел, Маша аккомпанировала на фортепиано, в общем, устраивались целые музыкальные семейные представления.

(Слайд 5). Мать - Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. В ранней молодости она была отдана в таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась танцам и хорошим манерам. Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, угнетённым, любовь к природе и миру. Ее всегда отличали ласковость и гостеприимство. Однажды в Мелихове она сказала: "Мои дети любят меня каждый по-своему. И я стараюсь любить каждого из них так, как это нужно именно ему».

Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа - со стороны матери».

(Слайд 6). Семья Чеховых. Таганрог, 1874 г. Сидят с лева направо: брат писателя Михаил, сестра Мария, Отец Павел Егорович, мать Евгения Яковлевна, жена дяди Митрофана Егоровича Людмила Павловна, их сын Георгий. Стоят: брат писателя Иван, Антон Павлович, старшие братья Николай и Александр, дядя Митрофан Егорович.

Братья и сестры: Александр - литератор, лингвист (1855 - 1913 г.г.); Николай - художник (1858 -1889 г.г.); Михаил - писатель, юрист (1868 - 1936 г.г.); Иван - учитель (известный московский педагог) (1861 - 1922 г.г.); Мария - художница-пейзажистка (1863 - 1957 г.г.). Все дети Чеховых были исключительно одарёнными, высокообразованными людьми.

(Слайд 7). Проба пера Чеховым началась еще в Таганроге где-то около 1876-1877 годов. К 14 октября 1878 года относится первое упоминание о юношеской драме «Безотцовщина». Текст этой драмы был найден и опубликован уже в 1923 году.



(Слайд 8). Москва. 1883 год. А.П.Чехов – студент.

В 1876 году произошел переезд семьи Чеховых в Москву. Торговля в Таганроге стала убыточной, Павел Егорович разорился и вынужден был бежать от кредиторов.

В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Несмотря на это, все дети продолжали учиться, а Антон, зарабатывая на жизнь репетиторством, остается до окончания учебы в гимназии в Таганроге и приезжает в Москву только в 1879 году для того, чтобы сразу поступить на медицинский факультет Московского университета.

С приездом Антона Павловича в Москву жизнь семьи Чеховых изменилась к лучшему. Антон Павлович стал студентом-медиком.

Почему же Чехов решил стать врачом? Об этом он сам никогда не говорил. Может быть , ему хотелось исполнить желание матери. В письме, посланном из Москвы в феврале 1879 года, она писала: “…Скорее кончай в Таганроге учение да приезжай, пожалуйста, скорее, терпенья не достает ждать, и непременно по медицинскому факультету иди, уважь меня, самое лучшее занятие…”

Примерно в это же время он начал печататься в юмористических журналах, что отвечало его потребности, обозначившейся еще в детстве, — создавать смешное.

(Слайд 9). Литературным творчеством Чехов занимался в свободное от занятий в университете время, и как бы шутки ради и в совершенно случайной форме.
Сотрудничать Чехов начал в популярных тогда журналах «развлекательского» толка: «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Зритель».

Подписывался Чехов под написанными им рассказами не своей фамилией, а разными псевдонимами: «Антоша Чехонте», «Врач без пациентов», «Юный старец», «Человек без селезенки», «Улисс», «Брат своего Брата».

Чехов рано взял на себя заботу о своей семье. Был наставником не только младших, но и старших братьев, не отличавшихся твердостью характера.

“Сдержанность Чехова,- вспоминал Бунин, - свидетельствовала о редкой силе его натуры. Кто, например, слышал от него жалобы? А причин для жалоб было много. Он начал работать в большой семье, терпевшей в пору его молодости нужду, и работал мало что за гроши, но еще и в обстановке, способной угасить самое пылкое вдохновение: в маленькой квартирке, среди говора и шума, часто на краешке стола, вокруг которого сидела не только вся семья, но еще несколько человек гостей-студентов. Но никто и никогда не слыхал от него сетований на судьбу.

Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Сам был необыкновенно талантлив в общении, часто затевал импровизации. Так и видишь его в то время: высокий, изящный, гибкий, очень подвижный, со светло – карими весёлыми глазами, магнетически влекущий к себе. К своей неугомонной весёлости он приобщал всех. Например, сунуть московскому городовому в руки тяжёлый арбуз, обёрнутый бумагой, и сказать: “Бомба!.. неси в участок, да смотри осторожнее…” Или уверить до святости наивную молодую писательницу, что его голуби с перьями кофейного цвета происходят от помеси голубя с кошкой такой же окраски, живущей во дворе…

Из работ литературоведов: «...больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними... Этого молодого, бессмертно-веселого хохота Чехову было отпущено столько, что, чуть только у него среди его тяжелых трудов выдавался хоть час передышки, веселье так и било из него, и невозможно было не хохотать вместе с ним...»

(Слайд 10). Обложки журналов «Осколки» №45 с изображением А.П.Чехова и «Будильник» № 50.

С самой ранней юности лет десять — двенадцать подряд Чехов работал, как фабрика, не зная ни минуты простоя. В течение ряда лет редкий номер журнала «Осколки» выходит без юмористических рассказов Чехова. По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать ста строк. Вгоняя свои юмористические произведения в сто строк, писатель достиг удивительного умения писать кратко. Впоследствии Чехов высоко оценил это умение, придя к выводу, что писать талантливо — значит писать кратко.

«Краткость — сестра таланта» — это Чехов повторял не раз.

(Слайд 11). В течение 5 лет Чехов написал около 400 произведений, которые составили затем основу его сборников «Сказки Мельпомены» (1884) и «Пестрые рассказы» (1886).

(Слайд 12). После окончания университета в 1884 году Антон Павлович вместе с семьей уехал на лето в небольшой город Воскресенск. Практиковал в земской больнице уже как врач. В середине лета он переехал в Звенигород, чтобы замещать заведующего больницей.

В последние студенческие годы и в первые годы врачебной практики Чехов втайне от всех работал над историей врачебного дела в России. Он изучал древние летописи, составил список 112 книг, которые надо прочесть, чтобы осветить развитие медицины в России в связи с общественной историей страны, с ее бытом, нравами, экономикой.

Врачебная практика дала ему сюжеты для рассказов “Хирургия”, “Неприятность”, “Беглец” и другие.

(Слайд 13). «В сумерках». Титульный лист первого издания сборника 1887 год.

В 1888 году по решению Академии наук писатель получает половинную Пушкинскую премию за третий сборник рассказов «В сумерках». Несмотря на всё возрастающую известность и огромные литературные успехи, Чехов недоволен собой, он стремится не к славе, а к созидательной деятельности.

(Слайд 14-15). А. П. Чехов сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что «...писать для детей вообще не умею... надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т. е. из настоящих художественных произведений». Исключение составляют рассказы «Каштанка» и «Белолобый», написанные специально для детей. Более двадцати рассказов о детях были изданы отдельным сборником «Детвора». Уже при жизни писателя в круг детского чтения вошли такие рассказы, как «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Налим», «Ванька», «Детвора», «Событие», «Мальчики», «Беглец», «Спать хочется» и др.

(Слайд 16-17). В 1890 году Чехов отправляется в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин -место ссылки осужденных на каторгу. Путешествие по сибирским рекам и дорогам писатель во всей полноте отобразил в очерках «По Сибири».

Подвижническая работа была проведена Чеховым на Сахалине. Он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек. Было собрано огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей, о тюремных начальниках и чиновничьем произволе. Чехов посещал тюрьмы, подробно изучал их техническое и санитарное состояние, встречался и беседовал со множеством людей. После возвращения с Сахалина Чехов систематизировал свои записи и написал книгу «Остров Сахалин». Это произведение вызвало огромный резонанс в России. На Сахалин обратили внимание официальные лица. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на Сахалин своих представителей. Сахалинский врач Н.С.Лобас отмечал: «С легкой руки Чехова Сахалин стали посещать как русские, так и иностранные исследователи».

Через некоторое время появляются очерковые записки «Из Сибири» и «Остров Сахалин».

(Слайд 18). В феврале 1892 года Чехов купил усадьбу Мелихово недалеко от Москвы и переехал туда со всей семьей.

Усадьба состояла из запущенного сада, земли со множеством пустырей и неуютного дома. Вся семья взялась дружно за работу: кто занялся садом, кто огородом, кто посевами. Через год усадьбу нельзя было узнать.

Сам Антон Павлович очень любил сад и говорил, что мечта его жизни, когда он не сможет писать, - работать в саду.

Все свободное от работы время Антон Павлович проводил в саду: сажал цветы, обмазывал яблони, подрезал розы.

Писатель говорил, что для него нет большего удовольствия, чем следить, как цветок “лезет из земли, как старается- и потом пышно расцветает”. Когда Чехов уезжал, то заботился о цветах, как об оставленных детях. Из-за границы он писал сестре: “Около лилий: одна- против твоих окон, другая- около белой розы, по дороге к нарциссам”. Или: “ До моего приезда не обрезайте розы. Срежьте лишь стебли, которые замерзли зимой или очень больны, но осторожно: имей в виду, что больные иногда выздоравливают”.

В своих рассказах и пьесах Чехов часто прибегает к образам цветов. Они помогают ему глубже раскрыть переживания героев. В одной из пьес героиня говорит: ”Цветы повторяются каждую весну, а радость нет…”

В Мелихове он написал многие из самых значительных своих произведений: “Палата №6”, “Анна на шее”, “Человек в футляре” и другие.

Мелиховский период - это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствует, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа. Кроме того, организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами.

В Мелихове Чехову приходит идея создания общественной библиотеки в родном Таганроге. Писатель жертвует туда более 2-х тысяч томов собственных книг, среди которых немало уникальных изданий с автографами музейной ценности, а также составляет для библиотеки галерею портретов деятелей науки и искусства. Впоследствии Чехов постоянно отсылает в библиотеку закупаемые им книги, причем в больших количествах.

В Мелихове тоже Чехов очень много времени отдавал своим пациентам. Казалось совершенно естественным, что иной раз, когда его близкие и гости только что собирались в столовую к утреннему чаю, Антон Павлович возвращался от больного, к которому его вызывали ночью.

У земства было мало средств, и Антон Павлович взялся собирать их. Он объезжал соседних фабрикантов и помещиков и убеждал их дать средства на борьбу с холерой. В результате его деятельности на фабриках стали строить бараки для больных, улучшились санитарные условия, в которых жили рабочие.

Все, кто близко знал его, вспоминают, как много в нем было жалости и доброты к людям.

(Слайд 19).Мелихово. Гиляровский катает на тачке Антона и Мишу Чеховых. 1892 г. Несмотря на то, что дел всегда было невпроворот, да и здоровье не радовало, Антон Павлович преодолевал свою хандру извечными розыгрышами. От мелиховского периода жизни Чехова осталась шуточная фотография, история которой, изложенная Гиляровским, такова:"Кто-то из братьев Чеховых имел фотографический аппарат... И вот однажды ранней весной, только что снег сошел, мы гуляли в саду, Антон Павлович обратился ко мне:- Гиляй, я устал, покатай меня на тачке! - и сел в тачку. Туда же поместился его брат Миша, бывший тогда еще гимназистом, а когда я привез их к дому, то пожелали снять фотографию." На этой фотографии еще два брата Чехова - родной Иван и двоюродный Алеша.Чехов в Мелихове трепетно относился к своей усадебке - была она недорогой (5.778 рублей), но весьма обширной - 233 гектара. Все в ней холил и лелеял. Как-то приехал к нему погостить старший брат Саша. Пошли ловить карасей в пруду - "громкое название "пруд" относилось к четырехугольной яме, выкопанной подле самого дома", размером 10 на 5 метров, куда всю весну Чехов с братья-ми свозил снег, чтоб в пруду было побольше воды. Покурив, Саша машинально бросил в пруд окурок.Реакция Антона Павловича была резкой:

- Не бросай в воду окурков, - сказал мне серьезно А.П.

- Да ведь на поверхности пруда и без того плавает много дряни, - заметил я.

- Окурки отравляют воду никотином и могут отравить рыбу.

В этом замечании сказался одновременно и медик, и влюбленный в свое имение хозяин".
И ведь это замечание Чехова актуально - действительно, не стоит бросать окурки ни в пруд, ни в речку, ни в траву.



(Слайд 20). 25 мая 1901 г. Чехов венчается в Москве с О.Л.Книппер.

Ольга Леонардовна Книппер, ведущая актриса МХТ, первая исполнительница ролей в чеховских пьесах, с которой Чехов познакомился на репетициях в 1898 году и впоследствии активно переписывался.

(Слайд 21-22). В 1897 году у Чехова резко обострился туберкулезный процесс, и он вынужден лечь в больницу. Здоровье, и без того слабое, подорванное поездкой на Сахалин, ухудшилось настолько, что доктора настаивают на переезде Чехова на юг.

Дача в Ялте. Здесь писатель устроил настоящий ботанический сад: тополя, кипарисы, кедры, пирамидальные акации (ровно 50 деревьев) и, конечно, садовые цветы цвели круглый год. В 1902 году А.П.Чехов переселяется в Ялту.

(Слайд 23). В 1904 году ставится еще одна пьеса Чехова «Вишневый сад». Книппер играет Раневскую. Как и роль Маши в «Трех сестрах», роль Раневской явилась вершиной творческого взлета актрисы. «Вишневый сад» - это последнее произведение великого писателя и драматурга. Туберкулезный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 года Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер , знаменитый курорт на юге Германии. Но о выздоровлении не могло быть речи, здесь Чехов только на время облегчил свои страдания.

Весной 1904 года здоровье писателя сильно ухудшилось. Он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер. 2 (15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался на сорок пятом году жизни.

Он прожил в двадцатом веке всего только четыре года. Но вместе с именами Льва Толстого и Достоевского имя Чехова получило признание всего человечества.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Для Чехова не существовало только внешней красоты, не озаренной красотой внутреннего содержания. Ценны его слова: “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Ценность каждого человека, по мнению Чехова, определяется его отношением к труду. Лень, бездеятельность губительны для человека и несовместимы с красотой и правдой жизни.

В его записной книжке есть заметка: “Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде этого, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно”. Да, Антон Павлович Чехов оставил по себе добрую память: три школы, построенные им в сёлах Талеж, Новосёлки, Мелихове. Четвертая в Крыму. Он строил дороги, мосты, копал пруды, сажал деревья. Он украшал землю и жизнь вокруг себя в самом прямом смысле этого слова.

Учащиеся отвечают на вопрос, заданный им учителем перед экскурсией, аргументируя: Чехов – врач, Чехов – писатель, Чехов – служитель. Он спешил делать добро.

Устремленность А.П.Чехова к перу была поразительной. Его рассказы, повести, пьесы – не только свидетельство уникального таланта, в его творчестве ощущается некий свет тайны его личности.

Определение Л.Н.Толстого – «Чехов – это Пушкин в прозе» - помогает осознать место писателя в мировой литературе.

«…В жизни он был именно тем, чем он был в творчестве, - человеком редкого душевного благородства, воспитанности и изящества в самом лучшем значении этих слов, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности при редкой правдивости.»

И.А.Бунин. Памяти Чехова.
Категория: Классный час | Просмотров: 291 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar