14:13 Классный час по теме: Н.А. Некрасов 5 класс | |
Ход классного часа 1. Размышление над эпиграфом. Задание: Прочитать эпиграф. Почему в разных жизненных ситуациях автор отдает предпочтение тому или иному типу темперамента? «В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником; в важных событиях жизни - меланхоликом; относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком; и, наконец, в исполнении раз принятых решений - флегматиком» (Вильгельм Вундт). 2. Понятие о темпераменте Темперамент (от лат. «temperamenum» - надлежащее соотношение частей, соразмерность) - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Это врожденное качество, которое проявляется в силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов, которые зависят от типа нервной системы. 3. Можно ли изменить тип темперамента? Тип темперамента может несколько изменяться в зависимости от условий жизни, возраста, воспитания, внешних событий. Наиболее достоверны факты изменения типа темперамента в раннем детстве в связи с перенесенными болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни (например, холерик в удрученном состоянии ведет себя как флегматик, а возбужденный флегматик может взорваться как типичный холерик). 4. Влияет ли тип темперамента на способности человека? Темперамент не определяет уровня общих или специальных (профессиональных) способностей. Люди одного и того же темперамента могут быть высоко- и малоодаренными, и, наоборот, люди, обладающие различными темпераментами, могут успешно работать в одной области. Те или иные свойства темперамента в одних ситуациях профессиональной деятельности могут способствовать достижению успеха в ней, в других - мешать. 5. Влияние темперамента на индивидуальный стиль учебной деятельности Когда требования деятельности противоречат какому-либо свойству темперамента, то человек выбирает такие приемы и способы ее выполнения, которые наиболее соответствуют темпераменту и помогают преодолеть влияние его отрицательных в данных условиях проявлений. Совокупность таких успешных индивидуальных приемов и способов, выработанных человеком в процессе деятельности, характеризуют его индивидуальный стиль деятельности. 6. Индивидуальный стиль деятельности влияет на темперамент? Приобретение индивидуального стиля деятельности не изменяет самого темперамента, так как индивидуальный стиль - совокупность вариантов деятельности, наиболее удобных для человека при имеющемся у него темпераменте. Таким образом, ни одна сторона личности - ее направленность, характер, уровень общих и специальных способностей - не определяется темпераментом, однако проявления всех свойств личности в той или иной мере зависят от типа темперамента (обратная связь). 7. Типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик - это различные сочетания закономерно связанных между собой свойств темперамента (индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряженность волевого усилия и др.) В природе не существуют чистые типы темперамента, имеется в виду смешанный тип, в котором есть определенные свойства от каждого типа, но при этом одно из свойство доминирует. Нет хороших или плохих темпераментов: каждый из них имеет свои положительные и отрицательные особенности, поэтому главные усилия должны быть направлены на разумное использование достоинств и нивелирование отрицательных сторон своего темперамента. Характеристика типа «сангвиник»: - психически активен; - быстро отзывается на окружающие события; - стремится к частой смене впечатлений, тяготится однообразием, не любит строго придерживаться систем и правил; - сравнительно легко переживает неудачи и неприятности; - живой, подвижный, с выразительной мимикой и жестами; - коммуникабельный (много знакомых причисляет к друзьям), - бодрый, оптимистичный. Положительные черты: высокая работоспособность, хорошая приспосабливаемость, отзывчивость. Недостатки: склонен к непостоянству, разбросанности, поверхностности. В учебной деятельности: часто недостает терпения и настойчивости, работает с увлечением только до тех пор, пока интересно; потеряв интерес, легко может бросить начатое дело и переключается на другое. Роль в общении: «артист», потешник, старается всех рассмешить. Рекомендуемый стиль в общении: лучше воспринимает замечание в виде шутки. Характеристика типа «холерик»: - очень энергичный, способен отдаваться делу с особой страстностью; - быстрый и порывистый, склонен к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, но быстро отходит; - со стремительными движениями и выразительной мимикой; - трудно адаптируется в новом коллективе; - впечатлительный, внутренне переживает и сопереживает, надежный друг; - может быть лидером, если приучит себя к сдержанности. Положительные черты: способность преодолевать большие нагрузки, энергичность, активность. В учебной деятельности: работает рывками, циклично, стремится к чередованию действий, не умеет рассчитать силы на длительное время. Вынослив, работоспособен, любит работу, связанную с перемещением, стремится к лидерству в групповой деятельности. Роль в общении: подчиняет своим требованиям, непреклонен, властен. Рекомендуемый стиль в общении: индивидуальная беседа и косвенные предъявления требований - совет, намек и т.п. Публичное порицание резким тоном вызывает агрессию. Характеристика типа «флегматик»: - невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний; - малоэмоциональный, тихий, с повышенной застенчивостью, но способный к энергичным действиям; - самооценка несколько занижена, в группе не на виду, скромен; - доводит начатое дело до конца, не стремится делать лучше, чем требуется. Положительные черты: надежность, основательность. Недостатки: медлительный, эмоционально бедный (нередко на грани с черствостью). В учебной деятельности: стойкое предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное выполнение однажды принятого распорядка, а некоторую замедленность реакций флегматик восполняет тщательным планированием действий и педантичным контролем. Роль в общении: спокойный созерцатель. Рекомендуемый стиль в общении: нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требований, для этого нужно время. Характеристика типа «меланхолик»: - впечатлительный, склонный к глубоким переживаниям; - легко ранимый, но внешне слабо реагирует на окружающее; - со сдержанными движениями и приглушенностью речи; - имеет ограниченный круг знакомых; - легко переносит одиночество, предпочитает уединение; - при неудаче чувствует подавленность, страх. Положительные черты: способен на глубокие, устойчивые чувства. Недостатки: упрям, обидчив, замкнут; склонен принимать только те мнения, которые совпадают с его собственными. В учебной деятельности: меньше устает и раздражается, чем представители других типов темперамента, выполняя однообразные действия. Однако при больших нагрузках быстро устает. И работоспособность снижается. Противопоказаны ситуации, требующие быстрого принятия решений и «холодной головы». Роль в общении: подопечный, беззащитный. Стиль общения: индивидуальная беседа, косвенные предъявления требований - совет, намек. Публичное порицание вызывает глубокую и длительную обиду. 8. Задание: смоделируй поведение представителей четырех темпераментов в различных жизненных ситуациях, а также тактику общения с ними окружающих людей в следующих ситуациях: опоздал в театр (на урок, на встречу); забыл дома ключи, стоит перед открытой дверью; получил радостное известие; стал объектом глупой шутки приятеля; разбил любимую мамину вазу; надо срочно выполнить большую по объему и трудоемкую работу; приехал на три часа раньше назначенного срока встречи с приятелями на лоне природы. 9. Определи свой тип темперамента: Определи свой темперамент Прочитай утверждения, соответствующие четырём типам темпераментов. Паспорт каждого темперамента состоит из 20 вопросов. Если то или иное качество, названное в паспорте, имеется у тебя под этим номером ты ставишь знак «+». Если считаешь, что названное качество у тебя отсутствует, то никакого знака ставить не надо. Отвечать надо объективно и честно, учитывая, что чистый тип темперамента встречается очень редко: у каждого человека обнаруживаются качества, характерные для различных типов. Степень выраженности каждого типа темперамента определяется так. Подсчитывается количество «+» в каждом паспорте и затем результаты ранжируются в убывающем порядке. Ваш тип тот, который окажется на первом и втором местах. Паспорт сангвиника Весёлый и жизнерадостный. Деловитый. Часто не доводит дело до конца. Склонен переоценивать себя, свои возможности. Способен быстро схватывать новое. Неустойчив в интересах и склонностях. Легко приспосабливается к разным обстоятельствам. Легко переживает неудачи и неприятности. С увлечением берётся за любое дело. Быстро остывает, если дело перестаёт его интересовать. Быстро включается в новую работу и быстро переключается с одной работы на другую. Тяготится однообразием будничной кропотливой работы. Общительный и отзывчивый, не чувствует скованности в общении с новыми людьми. работает быстро, увлечённо, ровно, нуждается в перерывах реже других. Вынослив и работоспособен. Обладает громкой, быстрой, отчётливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой. Сохраняет самообладание в неожиданной, сложной обстановке. Обладает всегда бодрым настроением. Быстро засыпает и пробуждается. Часто не собран, проявляет поспешность в решениях. Паспорт холерика Неусидчив, суетлив. Невыдержан, вспыльчив. Нетерпелив, реактивен. Резок и прямолинеен во взаимоотношениях с людьми. решителен и инициативен. Энергичен. Находчив в споре. Работает рывками. Склонен к риску. Злопамятен и обидчив. Обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью. Неуравновешен и склонен к горячности. Агрессивен. Нетерпим к недостаткам. Обладает выразительной мимикой. Способен быстро действовать и решать жизненные задачи. Неустанно стремиться к новому. Обладает резкими порывистыми движениями. Неустойчив в достижении поставленной цели. Склонен к резким сменам настроений. Паспорт флегматика Спокоен и хладнокровен. Последователен и обстоятелен в делах. Осторожен и рассудителен. Работает спокойно, медленно, редко отдыхает. Молчалив, не любит попусту болтать. Обладает спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики. Сдержан и терпелив. Как правило, доводит начатое дело до конца. Не тратит попусту сил. Строго придерживается выработанного распорядка жизни, системы в работе. Легко сдерживает свои желания. Мало восприимчив к одобрению и порицанию. Незлобив, проявляет снисходительное отношение к колкостям в свой адрес. Постоянен в своих отношениях и интересах, умеет ждать, ладить с другими. Медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое. Ровен в отношениях со всеми. Любит аккуратность и порядок во всём. С трудом приспосабливается к новой обстановке. Инертен, малоподвижен, вял. Обладает выдержкой. Паспорт меланхолика Стеснителен и застенчив. Теряется в новой обстановке. Затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми. Легко переносит одиночество. Не верит в сои силы, падает духом при невзгодах. Чувствует подавленность и растерянность при неудачах. Склонен уходить в себя. Быстро утомляется, нуждается в более частых для отдыха перерывах. Обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шёпота. Невольно приспосабливается к характеру собеседника. Впечатлителен до слезливости, тревожен. Чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию. Предъявляет высокие требования к себе и к окружающим. Склонен к подозрительности, мнительности. Болезненно чувствителен и легко раним. Чрезвычайно обидчив. Скрытен и необщителен, не делится ни с кем своими мыслями. Малоактивен в работе. Безропотно покорён. Стремится вызывать сочувствие и помощь у окружающих. | |
|
Всего комментариев: 0 | |