14:14 Классный час по теме: Н.А. Некрасов 2 класс | |
Цель: знакомить обучающихся с творчеством русского поэта Н.А.Некрасова, воспитывать любовь к русской поэзии, патриотические чувства. Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, выставка книг поэта, рисунки детей, кружевная скатерть на стол, подсвечники со свечами, шапка-ушанка и фуфайка для деда Мазая, старая одежда для крестьянского ребёнка. Ход мероприятия: 1. Ведущий. Н А.Некрасов родился 28 ноября 1821г (10 декабря по новому стилю), умер 27 декабря 1877года( 8 января 1878года по новому стилю). Недалеко от города Ярославля, в селе Грешнево, провёл детство Н.А.Некрасов. Детство было невесёлое: отец – помещик, человек грубый, жестоко обращался с крестьянами, обижал жену. Мальчик видел, как плакала мать, очень её жалел и любил. Ей он написал в семь лет свои первые стихи, её вспоминал в своих последних стихотворениях. У Некрасовых был огромный сад, и дети много времени проводили в нём. Вокруг сада был забор с тайной лазейкой. По ту сторону забора маленького Некрасова ждали его друзья – крестьянские дети. Отец запрещал играть с ними, а мать радовалась, что её дети живут в дружбе с крестьянскими ребятишками, узнают их жизнь. Вместе с товарищами катались дети зимой на салазках, летом ходили в лес по грибы и ягоды, а потом, усталые и весёлые, любили посидеть под густыми старыми вязами, что росли у дороги, послушать разговоры прохожих. Много лет спустя Некрасов посвятил крестьянским детям замечательные стихи. И, конечно, когда он писал эти стихи, вспоминались ему маленькие друзья его детства. 2. Литературная композиция. * * * «Дед Мазай и зайцы» (Входит Некрасов) ( Для роли поэта можно привлечь старшеклассника) -Старый Мазай разболтался в сарае. (Далее слова деда Мазая) В нашем болотистом, низменном крае впятеро больше бы дичи велось, Кабы сетями её не ловили, кабы силками её не давили; Зайцы вот тоже, - их жалко до слёз! Только весенние воды нахлынут, и без того они сотнями гинут,- Нет! Ещё мало! Бегут мужики, ловят и топят, и бьют их баграми. Где у них совесть?...Я раз за дровами в лодке поехал – их много с реки К нам в половодье весной нагоняет, - еду, ловлю их. Вода прибывает. Вижу один островок небольшой – зайцы на нём собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась к бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, меньше сажени в длину. Тут я подъехал: лопочут ушами. Сами не с места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего! Только уселась команда косая, весь островочек пропал под водой. «То-то! – сказал я, не спорьте со мной! Слушайте, зайчики, деда Мазая!» Мимо бревно суковатое плыло. Сидя, и стоя, и лёжа пластом, зайцев с десяток спасалось на нём. «Взял бы я вас – да потопите лодку!» Жаль их, однако, да жаль и находку – Я зацепился багром за сучок и за собою бревно поволок… Было потехи у баб, ребятишек, как прокатил я деревней зайчишек: «Глянь-ко, что делает старый Мазай!» Ладно, любуйся, а нам не мешай! …К берегу плотно бревно я пригнал, лодку причалил и «с Богом!» сказал… Мигом команда моя разбежалась, только на лодке две пары осталось- Сильно измокли, ослабли; в мешок я их поклал – и домой поволок. За ночь больные мои отогрелись, высохли, выспались, плотно наелись; Вынес я их на лужок; из мешка вытряхнул, ухнул – и дали стречка! Я проводил их всё тем же советом: «Не попадайтесь зимой! Я их не бью ни весною, ни летом, шкура плохая, - линяет косой…» * * * Сценка. - Действующие лица: поэт, крестьянский ребёнок. Поэт: Однажды, в студёную зимнюю пору, я из лесу вышел: был сильный мороз. Гляжу: поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз. И шествуя важно в спокойствии чинном, лошадку ведёт под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах…а сам с ноготок! - Здорово, парнище! Ребёнок: - Ступай себе мимо! Поэт: Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки? Ребёнок: Из лесу, вестимо: отец, слышишь, рубит, а я отвожу. Поэт: В лесу раздавался топор дровосека. - А что, у отца-то большая семья? Ребёнок: Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой да я… Поэт: Так вот оно что! А как тебя звать-то? Ребёнок: Власом. Поэт: А кой тебе годик? Ребёнок: Шестой миновал…Ну, мёртвая! Поэт: - крикнул малюточка басом, рванул под уздцы и быстрей зашагал. * * * Ну, пошёл же, ради Бога! Небо, ельник и песок - Невесёлая дорога…Эй! Садись ко мне дружок! Ноги босы, грязно тело и едва прикрыта грудь. Не стыдися! Что за дело? Это многих славный путь… Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик По своей и Божьей воле стал разумен и велик. Не без добрых душ на свете – кто-нибудь свезёт в Москву, Будешь в университете – сон свершится наяву! Там уж поприще широко: знай работай да не трусь… Вот за что тебя глубоко я люблю родная Русь! Не бездарна та природа, не погиб ещё тот край, Что выводит из народа столько славных то и знай! * * * В зимние сумерки нянины сказки Саша любила Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, Полная счастья, с горы ледяной. Няня кричит: Не убейся, родная! Саша салазки свои погоняя, весело мчится На полном бегу набок салазки и Саша в снегу Выбьются косы, растреплется шубка! Снег отряхает, смеётся, голубка! Не до ворчанья и няне седой, любит она её смех молодой… * * * Славная осень! Здоровый, ядрёный воздух усталые силы бодрит; Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно – покой и простор! Листья поблёкнуть ещё не успели, жёлты и свежи лежат, как ковёр. Славная осень! Морозные ночи, ясные, тихие дни… Нет безобразья в природе! И кочи, и моховые болота, и пни – Всё хорошо под сиянием лунным, всюду родимую Русь узнаю! * * * Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес. Ель надломленная стонет, глухо шепчет тёмный лес. На ручей, рябой и пёстрый, за листком летит листок, И струёй сухой и острой, набегает холодок. Полумрак на всё ложится; налетев со всех сторон, С криком в воздухе кружится стая галок и ворон. Над проезжей таратайкой спущен верх, перёд закрыт; - И пошёл! – привстав с нагайкой, ямщику жандарм кричит… * * * Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи. Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. Глядит – хорошо ли метели лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, и нет ли где голой земли? Пушисты ли сосен вершины, красив ли узор на дубах? И крепко ли скованы льдины в великих и малых водах? Идёт по деревьям шагает, трещит по замёрзлой воде, И яркое солнце играет в косматой его бороде. Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьёт. И сам про себя удалую хвастливую песню поёт. Метели, снега и туманы покорны морозу всегда, Пойду на моря-океаны, построю мосты изо льда. Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнёт. Построю мосты ледяные, каких не построит народ. Где быстрые, шумные воды недавно свободно текли – Сегодня прошли пешеходы, обозы с товаром прошли… Богат я, казны не считаю, а всё не скудеет добро; Я царство своё убираю в алмазы, жемчуг, серебро. 3. Итог. Что нового ты узнал о творчестве Н.Некрасова? Какие стихотворения тебе больше всего понравились? Какие ещё произведения Некрасова ты знаешь? Догадайся, к каким стихотворениям эти рисунки? (Выставка детских рисунков) | |
|
Всего комментариев: 0 | |