Главная » 2015 » Март » 16 » Классный час по теме: М.И. Цветаева 9 класс
14:34
Классный час по теме: М.И. Цветаева 9 класс
Ход урока:

Уч-ся разделены на группы, каждой из которых было дано опережающее задание:

«Историки – биографы» собирали фактический материал и готовили сообщения на темы: «Роль Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года», « М.И. Цветаева», « Участники Бородинского сражения: М.Воронцов, П. Багратион, М. Кутайсов, братья Тучковы»,

«Маргарита Тучкова»

«Лингвисты» выясняли значения отдельных слов, определяли их стилистическую окраску
«Литературоведы» определяли виды средств выразительности, использованных в стихотворении, и их роль, размышляли о композиционных особенностях стихотворения Цветаевой

Слово учителя о великой исторической дате и об отражении темы Войны 1812 года в русской литературе
Выступление «Историков» с сообщением о войне,о Бородинском сражении
Краткая биографическая справка о поэте
Выразительное чтение стихотворения Цветаевой
Анализ стихотворения:

Определите тему произведения Цветаевой

(стихотворение написано в 1913 году и посвящено офицерам, погибшим в войне 1812 года, об этом говорит и название стихотворения. Это является и его темой. Тема стихотворения – память о людях, защищавших свою родину и отдавших за нее жизнь.)

Какова идея стихотворения?

Через все стихотворение проходит чувство любви и восхищения поэта этими людьми, преклонение перед их мужеством. Марина Ивановна называет их «…молодыми генералами своих судеб». Они сами выбрали свой путь. Путь служения Отечеству. Может ли быть что-нибудь выше этого выбора? Поэтому так и «пропитано» это стихотворение любовью поэта к этим людям. Одним словом , данное стихотворение призвано увековечить в памяти поколений высокий образ русского офицера.

Выяснение значений непонятных слов, их стилистическая окраска (выступление «Лингвистов»)

Какую лексику использует автор:

- бытовую, повседневную

- литературную, книжную

- публицистическую

- архаизмы, устаревшие слова

Мы наблюдаем в стихотворении преобладание высокой , торжественной лексики: это и старославянизмы, свойственные, как известно, высокому стилю, оценочная лексика, обозначающая высшую степень статуса людей: цари, генералы. Все это придает стихотворению особое торжественное звучание, передает всю восторженность и романтический настрой лирической героини произведения, самой поэтессы.



Учитель:

Эти люди молоды и уже генералы.

Из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы знаем, что когда в дворянских семьях рождались мальчики, то их приписывали к какому-либо полку, и когда надо было идти служить, то они были уже в офицерских званиях. Именно поэтому они молоды и уже офицеры. Верных сынов Отечества, героев, неустрашимых генералов: Горчакова, Ермолова, Раевского, Кутайсова, Багратиона помянула М. Цветаева в стихах. Не назвала поименно, но вспомнила всех.

Сообщения историков – биографов о М.Воронцове, П. Багратионе, М. Кутайсове

(портреты героев – на слайдах)

Лишь одно имя прозвучало – Тучкова – четвертого
Рассказ о братьях Тучковых, о Маргарите Тучковой

Какими видим мы героев Б.с в стихотворении Цветаевой? (высказывания уч-ся)

Юные генералы той войны – идеальные, благородные герои, настоящие рыцари: «Цари – на каждом бранном поле и на балу». К чувству восхищения примешивается горечь, ведь они обречены на гибель: «Вы побеждали и любили любовь и сабли острие – и весело переходили в небытие».

. Найдите в стихотворении строчки, в которых говорится о молодости этих людей.

…вчера
Малютки-мальчики, сегодня –
Офицера!

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?

Что вы можете сказать о форме стихотворения ?

Стихотворение построено в форме обращения к людям, которые погибли, защищая родину. Найдите в стихотворении строчки с обращением к этим людям.

Вы чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса…

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, -
Очаровательные франты!
Минувших лет!

Ребята, какие приемы использует Марина Цветаева, создавая образ героев 1812 года? Почему? Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора.

. Сравнение. Она сравнивает шинели с парусами, чтобы передать их стремительный бег, вечную скачку, полет, летит на парусах.

Сравнение глаз с бриллиантами. Это глаза не только воина, но и красавца, который побеждает не только врагов, но и сердца женщин не только 19 века, но и сердце поэта.

Я видела, Тучков-Четвертый,
Ваш нежный лик.

И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…

Этими сравнениями Марина Ивановна показывает их молодость и бесстрашие. Они летели по жизни, стремясь все увидеть, познать, испытать, ни на миг не останавливаясь.

Найдите в тексте слова, подтверждающие это.

Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб…

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…

Приведите примеры использования других художественных приемов:

Высказывания уч-ся

Свое высокое чувство обожания этих юных и до безрассудства смелых офицеров Цветаева передает через антитезу («Вчера малютки-мальчики, сегодня – офицера!»), через восклицания, эпитеты, гиперб

Таким образом Цветаева рисует мужество, бесстрашие юных генералов.

Цари на каждом бранном поле…

Вам все вершины были малы…

Три сотни побеждали – трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли!

Вы побеждали и любили…

Каждое произведение имеет свою композицию, помогающую в раскрытии темы произведения, характеристике героев. В чем особенность композиции оттого стихотворения?

Оно представляет собой неспешный рассказ о «генералах двенадцатого года». Стихотворение состоит из 12 строф. Каждая строфа добавляет новую грань к характеристике героев. Давайте проследим за этим.

Учащиеся. Читают и комментируют.

М.Цветаева, создавая образ своих героев, показывает, что их жизнь не делится на военную и мирную. Для них все есть жизнь, и в ней соединяется любовь и героика. Найдите в тексте цитаты, подтверждающие это.

.

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

О, как, мне кажется, могли вы
Рукою полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы
Своих коней.

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие.

Стихотворение посвящено подвигу молодых людей, отдавших свою жизнь ради спасения отечества, но, несмотря на это, стихотворение не звучит печально.

И весело переходили
В небытие.

Этому помогает и размер стихотворения, определите его.

Чувство горечи, грусти ощущается в смене ритма. Все последние строчки в каждой строфе обрубаются автором: четырехстопный ямб сменяется двустопным. И самые трагичные ноты звучат именно в этих последних строчках («И ваши кудри, ваши бачки засыпал снег»)

А сейчас мы обобщим все сказанное на уроке.

1. тема идеального и благородного героя, обреченного на гибель;

2. Стихотворение пропитано восхищением, к которому примешивается чувство грусти, горечи;

3. Чувства передаются через восклицательные предложения, через антитезу, через смену ритмов

Звучит романс на стихи Цветаевой из к\ф «о бедном гусаре замолвите слово»(возможно, вначале)

Рефлексия

Учащиеся письменно подводят итоги урока по следующему плану:

Меня особенно заинтересовало…

Для меня было особенно значимо…

Я получил знания, которые мне помогут…

Мне было не совсем понятно…

Я хотел бы еще узнать…

Литература:

М.И. Цветаева Избранное Москва, «Просвещение», 1989г.

Кутьева Л.В. «Я с вызовом ношу его кольцо…» Марина Цветаева и Сергей Эфрон

«Литература в школе» №9 2003г.

Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru

Издание: Глинка Ф. Н. Очерки Бородинского сражения (Воспоминания о 1812 г.) — М.: в тип. Н.Степанова. 1839
Категория: Классный час | Просмотров: 317 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar