Главная » 2015 » Март » 16 » Классный час по теме: М.И. Цветаева 2 класс
14:38
Классный час по теме: М.И. Цветаева 2 класс
Цели классного часа:

формирование культуры восприятия стихотворений;
развитие нравственно-эстетического воспитания обучающихся;
воспитание любви и уважения к русской поэзии, чувства патриотизма.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, компьютер.

Оформление: книжная выставка по теме “Поэзия серебряного века”.

И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
А.Ахматова

Ведущий 1. Дорогие друзья, сегодня мы хотим приподнять вуаль времени и перенестись вместе с вами в удивительный мир конца ХIХ – начала ХХ столетия, который называют Серебряным веком русской поэзии (Слайд 1). Приложение

Ведущий 2. Поэзия этого века характеризовалась в первую очередь мистицизмом и кризисом веры, духовности, совести. В этот период произошла переоценка ценностей.

Ведущий 1. Но в свете новой эпохи, явившейся полной противоположностью той, которую она сменила, национальные, литературные и фольклорные сокровища предстали в ином, более ярком свете. Это было полное солнечного сияния творческое пространство, светлое, ждущее красоты и самоутверждения. Именно это время было самой творческой эпохой в российской истории.

Ведущий 2. Поэты Серебряного века – это созвездия в русской национальной стихийной галактике: Анна Ахматова, Николай Гумилев, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Владимир Маяковский, Борис Пастернак, Марина Цветаева, Александр Блок, Сергей Есенин, Константин Бальмонт, Игорь Северянин и др.. Они говорили о том, что было всегда: о духовных ценностях, о добре, красоте, о душе, вечной и прекрасной, о любви (Слайд 2–4).

Говорить о них хочется много, а кратко их можно охарактеризовать словами В. К. Кюхельбекера: (Слайд 5)

Бог дал огонь их сердцу, свет уму,
И чувства в них восторженны и пылки.

Ведущий 1. Мы живем в очень стремительном ритме. Некогда остановиться, оглянуться, задуматься, побыть наедине с собой. Мы забываем, как шелестит трава и какое над головой необыкновенно звездное небо! Мы стали жить без поэтических ассоциаций, стали забывать, что есть другой язык, удивительный язык сравнений и метафоры.

Ведущий 2. В еженедельнике “Комсомольская правда” от 25.12.2008г есть статья Д. Завгородней “Перечитывая заново. В Сети – очередная сенсация”. Сайт “Целую. ру” задумывался как романтическая библиотека для девочек и мальчиков. Подростки немедленно начали строчить в этот виртуальный альбом свои первые стихи. А кто-то вставил в этот альбом лирику великих, давно почивших поэтов, причем авторство скрывать не стал. Стихи лежат вперемешку. Народу кажется, что Костян Бальмонт, Борька Пастернак – свои в доску ребята “с района”. Катаются на скейте, потягивают пивко и строчат стишата между делом.

Ведущий 1. Итак, кого же выбирает поколение neхt?

Ведущий 2. Стихи Константина Бальмонта попали в верхнюю строчку рейтинга. Молодежь и этого века, и прошлого поддержали его песнь свободной любви (Слайд 6).

Она отдалась без упрека,
Она целовала без слов…
…Она не твердила: “Не надо”,
Обетов она не ждала.
– Как сладостно дышит прохлада,
Как тает вечерняя мгла!..

Ведущий 1. На экране приведены комментарии, орфография и пунктуация участников сохранена.

Дымка сочувствует героине: Девушку ты эту не бросил?

Ксюша: Костя, напеши мне! Я тебе отдамся!

Даша: После таких слов я бы тоже отдалась любому.

BREATH: Давай Костяныч, жги глаголом.

Пшяшка: А Бальмонт это у тебя настоящая фамилия?

Ведущий 2. Яков Полонский по рейтингу обставил Пушкина. Яше Полонскому написали многие. Правда, слегка попеняли на стиль и посоветовали быть “посовременнее” (Слайд 7).

Затворница

…Никто не знал, какая там
Затворница жила,
Какая сила тайная
Меня туда влекла…

Комментарии:

Лапочка: Да у него же талант. Который стих уже читаю – все супер Редкость в наше время.

Айсылу: Яков, у меня нет слов…

Ася и Ксюня: Яша – ты будущий Пушкин который стих у тебя уже читаем!

Ведущий 1. Несколько следующих строк в рейтинге занимает Борис Пастернак (Слайд 8).

Нежность

Чувству на свободе
Вольно налегке,
Точно рвет поводья
Лошадь в мундштуке…

Комментарии:

Юля: а я тебе так скажу – МОЛОДЕЦ!!!!! Пиши и раскрывай свои чувства!

Валерия: а сколько тебе лет что пишешь такие классные стихи молодец

Ведущий 1. А вот еще несколько образчиков литературного анализа Пастернака.

Не плачь, не морщь опухших губ,
Не собирай их в складки.
Разбередишь присохший струп
Весенней лихорадки…

Комментарии: (Слайд 9)

Дивчонка: тупасть бессмысленная я обычна ценю любовные стихи на эта проста ужас не повезло тебе Борис Пастернак.

Надя: наверно, если подключить фантазию, то получится лучшее…!!!!!!

Витек: прикольные стихи! Молодец чувак! Пастернак СУПЕР!!!!!!

Стерва: Не могу себе такого даже представить. А слова СТРУП ваще на ТРУП похоже!

Ведущий 2. Когда сайт набрал популярность в интернете, туда зашли взрослые. И ужаснулись. Некоторые приколисты вступили в переписку с подростками от имени безвременно – как оказалось – ушедших от нас поэтов. Другие потребовали жестких мер: “Дети!!!! Милые, срочно покажите этот сайт родителям!!! Пусть отключают вам интернет и посадят читать книжки!!!”

Ведущий 1. А может, это и неплохо, что поэты прошлого оказались для подростков живее всех живых. Ведь и их изучают в школе. И скоро забывают этих скучных классиков, словно сошедших с конвейера: учились хорошо, влюблялись платонически, боролись с режимом и чего – то там писали.

Ведущий 2. Мы провели опрос среди обучающихся второго курса нашего лицея. Ребятам были заданы вопросы:

К какому времени относится Серебряный век русской поэзии?
Каких поэтов Серебряного века вы знаете?
Стихотворение какого поэта о любви вы знаете наизусть?

Варианты ответов вы видите на экране (слайд 10–12).

Ведущий 1. Поэты говорят обыкновенно об одном из трех: или о страдании, или о смерти, или о красоте. Но все в их стихах – Любовь. Любовь– это сама жизнь, это сердце всего. И здесь невольно вспоминается утверждение великого Шекспира:

На всей земле не встретится поэта,
Дерзнувшего приняться за перо,
Не обмакнув его сперва в прекрасных
Слезах любви.

Ведущий 2. Мы расскажем вам несколько историй о любви поэтов “Серебряного века” (слайд 13).

Ученик. В лирике Николая Гумилева звучит мотив неразделенной любви. Впервые он увидел Анну Горенко в 1903 году в Царском Селе. Ему было семнадцать, ей – четырнадцать. Спустя два года он сделал Анне предложение, но получил отказ. Анна, девушка редкой красоты и таланта, не разделяла его пылких чувств. Очередной отказ поверг влюбленного в состояние глубокого отчаяния. Он надолго уезжает из России, странствует по свету. Насколько сложными были взаимоотношения Николая Гумилева и Анны Горенко (Ахматовой), можно судить по их стихам, в которых звучит “Жизнь сердца”.

Ученик. Николай Гумилев

Кто объяснит нам, почему
У той жены всегда печальной
Глаза являют полутьму,
Хотя и кроют отблеск дальний?

Зачем высокое чело
Дрожит морщинами сомненья,
И меж бровями залегло
Веков тяжелое томленье?

И улыбаются уста
Зачем загадочно и зыбко?
И страстно требует мечта,
Чтоб этой не было улыбки?

Зачем в ней столько тихих чар?
Зачем в очах огонь пожара?
Она для нас больной кошмар
Иль правда горестней кошмара,

Зачем в отчаянье мечты,
Она склонилась на ступени?
Что надо ей от высоты
И от воздушно– белой тени.

Ученик. Анна Ахматова

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: “Со мною умри!

Я обманут моей унылой,
Переменчивой злой судьбой”.
И ответила: “Милый, милый!
И я тоже умру с тобой…”

Гумилев был так настойчив, что Анна дала наконец согласие. Это произошло 29 ноября 1909 года в Киеве.

Из письма Анны Горенко Штейну: “Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, я не знаю, кажется мне, что люблю…”

Ученик. Анна Ахматова. Любовь

То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.

Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.

Они поженились. У них родился единственный сын Лев.
В 1928г. Николая Гумилева арестовали, обвинили в контрреволюционном заговоре. Он был расстрелян тридцати пяти лет от роду, в расцвете жизни и таланта. Место погребения его не известно до сих пор (слайд 13).

Ученик.

Анна Ахматова

Сегодня мне письма не принесли.
Забыл он написать или уехал;
Весна, как трель серебряного смеха,
Качаются в заливе корабли.
Сегодня мне письма не принесли…
Он был со мной еще совсем недавно,
Такой влюбленный, лаковый и мой,
Но это было белою зимой.
Теперь весна, и грусть весны отравна.
Он был со мной совсем еще недавно…

Я слышу: легкий трепетный смычок,
Как от предсмертной боли, бьется, бьется,
И страшно мне, что сердце разорвется,
Не допишу я этих нежных строк…

Ученик. А вот одна из историй любви в жизни Александра Блока. Он всю жизнь писал о любви. Вот строки 18– летнего поэта: (слайд 14)

Одной тебе, тебе одной
Любви и счастия царице,
Тебе прекрасной, молодой
Все жизни лучшие страницы!

Александр Блок был женат на Любови Менделеевой. Через много лет после их первой встречи он посвятил Любе стихи, равных которым по красоте и пронзительности мало в мировой поэзии.

Что же ты потупилась в смущении?
Погляди, как прежде, на меня.
Вот какой ты стала в униженьи,
В резком, неподкупном свете дня!
Я и сам ведь не такой – не прежний,
Недоступный, гордый, чистый, злой.
Я смотрю добрей и безнадежней
На простой и скучный путь земной…

В философских сочинениях Блок рассуждал о Прекрасной Даме, Вечной Женственности. Люба была Прекрасной Дамой Александра Блока и в жизни, и в стихах. А ей хотелось жить и быть любимой обыкновенной земной любовью. Но влечение Блока к ней было похоже на вспышку, которая быстро угасла. И вскоре супружеские отношения сошли на нет. Александр продолжал верить, что данная ему Богом Невеста, а потом Жена – всего лишь земное воплощение божественного начала.
Люба, далекая от мистических философствований, хотела любить и быть любимой тем, кто стал бы за ней настойчиво ухаживать. Ухаживать стал русский писатель и поэт Андрей Белый. Белый и Люба решили ехать в Италию. Александр Блок не сделал ни единого шага, чтобы воспрепятствовать этой затее. Вскоре у Любы переменилось настроение, и она решила остаться с Блоком. Но все, же семейный круг распался, начались Любины увлечения. Александр Блок все чаще возвращался в воспоминаниях к своей первой любви (слайд 14).

Ученик. Однажды Александр Блок пришел в новый театр Музыкальной драмы на “Кармен.” Он влюбился в оперную диву Андрееву-Дельмас. Блок написал ей анонимное письмо, в котором признавался в любви. Но он скрыл, что при виде ее испытывает робость. 35-летний поэт бродил вокруг ее дома и никак не решался познакомиться с нею (слайд 14).
Его представили Любови Александровне. Но он опять, как мальчишка, не решился на знакомство и убежал из театра. Но на следующий день послал ей розы, а через швейцара передал первые, посвященные ей стихи.

Как океан меняет цвет,
Когда в нагроможденной туче
Вдруг полыхнет мигнувший свет, –
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь
Перед явлением Карменситы.

Когда “Кармен” шла в сезоне последний раз, Блок оставил для нее номер телефона с просьбой позвонить. Она позвонила во втором часу ночи. Два месяца они почти не расставались. Любовь Андреева-Дельмас вернула его к жизни. Все стало музыкой и светом. Блок сходил с ума и был готов на безрассудные поступки. Но она не могла любить так, как он. В его орбите сгорали все, женщины не выдерживали силы его чувства.

Ученик. Он искренне мечтал о счастье, но у него ничего не получалось. Любовь Андреева-Дельмас сумела продержать его в плену у счастья, но только в плену, так как само счастье ему, художнику, было недоступно. И они расстались…

Чтец. Перед судом

Что же делать, если обманула
Та мечта, как всякая мечта,
И что жизнь безжалостно стегнула
Грубою веревкою кнута?

Не до нас ей, жизни торопливой,
И мечта права, что нам лгала, –
Все-таки когда-нибудь счастливой
Разве ты со мною не была?

Эта прядь – такая золотая
Разве не от прежнего огня? –
Страстная, безбожная, пустая,
Незабвенная, прости меня!

Женщины восхищались им, боготворили, преклонялись, но любили ли? Наверно нет, и по – человечески их понять можно. Все на какие-то высоты тянул, а им, земным, было так холодно там, неуютно и страшно.

Ученик. Марина Цветаева очень рано начала писать и печатать свои стихи. При вхождении ее в литературу особенно поддержал Цветаеву Максимилиан Волошин, с которым она вскоре, несмотря на большую разницу в возрасте, подружилась. В 1911 г. Цветаева жила в Коктебеле у Волошина (Слайд 15). Лежа на пляже, Марина делилась с Волошиным сокровенным: “Макс, я выйду замуж только за того, кто из всего побережья угадает мой любимый камень”. “Марина,– отвечал он.– Влюбленные глупеют. И когда тот, кого ты полюбишь, принесет тебе булыжник, ты совершенно поверишь, что это твой любимый камень”. И с камушком сбылось.
“Они встретились, – пишет Ариадна, дочь Цветаевой, – пятого мая 1911 года на пустынном, усеянном галькой, коктебельском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей – красивый грустной и кроткой красотой юноша, почти мальчик…– с поразительными, огромными, в пол-лица глазами; заглянув в них и все, прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж!
Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же, наощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленных,– и вложил ей в ладонь, розовый, изнутри освещенный, крупный камень, который она хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день…” (слайд 15). За Сергея Эфрона Марина вышла замуж через полгода после его восемнадцатилетия.

Чтец.

Я с вызовом ношу его кольцо!
– Да, в Вечности – жена, не на
бумаге.
– Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно – великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно – бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей-
Две, бездны
В его лице я рыцарству верна,
– Всем вам, кто жил и умирал без
страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.

Тогда им казалось, что судьба подарила им неслыханную удачу. В сентябре 1912 г. у них родилась дочь Ариадна (слайд 15). Приложение

В 1917 г. любимый муж Марины, студент Московского университета, уходит на фронт.

Чтец.

Вчера еще в глаза глядел,
А нынче – все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, –
Все жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
“Мой милый, что тебе я сделала?”

И слезы ей – вода, и кровь –
Вода – в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха – Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
“Мой милый, что тебе я сделала?!”…

Она как будто предсказала разлуку со своим мужем. За четыре года Марина не получила от мужа ни одной весточки. Младшая дочь Ирина умирает в возрасте трех лет от голода, Ариадну от голода спасают в приюте.
Марина пишет стихи, называя мужа “белым лебедем”.
Весной 1921 года по просьбе Марины Илья Эренбург находит Сергея, живого и здорового, в Константинополе. Потом Эфрон приезжает в Прагу, начинает учиться на филологическом факультете университета. У Цветаевой нет сомнений – надо ехать к мужу. Уезжает налегке, все вещи проданы или раздарены.

Чтец.

Ты, меня любивший фальшью.
Истины – и правдой лжи,
Ты, меня любивший – дальше
Некуда! – За рубежи!
Ты, меня любивший дольше
Времени.– Десницы взмах! –
Ты меня не любишь больше:
Истина в пяти словах.

Ученик. Семнадцать лет провела Цветаева на чужбине. Марина стойко переносила нужды, нехватку средств (слайд 15). В 1925 году у Цветаевой родился давно желанный сын Георгий. Она почти все время посвящает сыну.
Цветаева написала очень много стихотворений, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм. Интересны и письма Цветаевой. Это своего рода заочные романы с незнакомыми или почти незнакомыми людьми. Марина увлекалась, не только стихами, но и поэтами. Эту способность ее ценил Осип Мандельштам и говорил, что таким образом проявляется ее удивительное бескорыстие. Такие увлечения были недолговечными, но бурными, как ураган. Это были “романы души”, а не романы тела, но Марину никто не хотел понять. По– настоящему она любила только Эфрона и была однолюбкой.

Исполнение песни “Мне нравится ” слова М.Цветаевой, музыка Микаэла Таривердиева.

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня – не зная сами! –
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши негулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами, –
За то, что вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы! – не вами!

Ведущий 1. Поэзия Серебряного века – это полное солнечного сияния творческое пространство, светлое, ждущее красоты и самоутверждения.

Ведущий 2. Именно это время было самой творческой эпохой в российской истории.

Ведущий 1. Хотела бы закончить сегодняшнюю нашу встречу стихотворением Роберта Рождественского:

Все начинается с любви…
Твердят:
Вначале было слово!..
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви.

Ведущий 2. Мы надеемся, что вам было сегодня интересно и вам захочется перечитать стихи самостоятельно. Мы подготовили для вас выставку книг, в которых вы сможете найти понравившиеся стихотворения. До свидания.
Категория: Классный час | Просмотров: 272 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar