Главная » 2015 » Март » 16 » Викторина по творчеству А.П. Чехову с ответами
17:59
Викторина по творчеству А.П. Чехову с ответами
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

1860—1904

Короткий зимний день подходил к концу. Ученик третьего класса таганрогской гимназии Антоша Чехов готовил уроки. Перед ним на столе лежала раскрытая латинская грамматика, в медном подсвечнике мигала сальная свеча, по углам ползли тени. Было тихо, тепло. Антоша неторопливо снял щипцами нагар со свечи, написал в тетради число. В это время в комнату вошёл отец Павел Егорович, в шубе, в больших кожаных калошах, и сказал:

— Ступай в лавку.

Антоша не пробовал возражать: он заранее знал, что ничего из этого не выйдет, закрыл грамматику и пошёл за отцом.

Небольшая бакалейная лавка с большой вывеской над входом: «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары» — помещалась в том же доме, внизу. Открыта она была с пяти часов утра до одиннадцати ночи, и, когда отец куда-нибудь уходил, в лавке по очереди сидели дети. Детей было шестеро: пять сыновей и одна дочь. Антоша сел за конторку, но в лавке холодно, чернила замёрзли и уроков делать нельзя. Он съёжился, запихнул руки в рукава так же, как Андрюша и Гаврюша, его ровесники и друзья, которых недавно привезли из деревни и отдали Павлу Егоровичу в «ученье на года». И хоть Антоша — хозяйский сын, получает деньги с покупателей, присматривает за мальчиками, но его наказывают так же, как их. Все трое чувствуют себя одинаково несчастными.

Павел Егорович сам когда-то прошёл тяжёлую школу, тоже был «мальчиком» в лавке, унижался, угождал хозяевам, терпел побои. Он искренне верил в то, что детей нужно наказывать, пороть для их же пользы, и говорил: «Меня так же учили, а я, видишь, вышел в люди».

Как-то Антоша спросил одного мальчика, часто ли его секут дома, и, услышав ответ, что его никогда не секут, очень удивился и не поверил товарищу.

На всю жизнь запомнил Антоша чувство обиды, унижения, беспомощности, которое испытывал, когда отец наказывал его. Но он за многое уважал отца и, чем старше становился, тем больше понимал, что отец не мог поступать по-другому, что поступал он так только потому, что по-своему любил детей и хотел им добра.

Когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где уже учились старшие братья. Антоше не нравилась гимназия. Весёлому, подвижному мальчику неуютно было в больших, холодноватых классах, скучно было сидеть на уроках. Классы выходили в полутёмные коридоры; в каждой двери было круглое окошко; надзиратель, как часовой, шагал по коридору и заглядывал в окошки — следил за поведением учащихся.

В театр разрешалось ходить только с родителями в праздничные дни, но братья Чеховы в театре бывали часто; они переодевались, наклеивали бороды, усы, надевали синие очки и старались прошмыгнуть мимо надзирателя на галёрку. «Для меня не было большего наслаждения, как сидеть в театре», — вспоминал Чехов. Дома Антоша постоянно кого-то изображал: зубного врача, важного чиновника, танцующего на балу, старого профессора. А как-то загримировался, переоделся нищим, написал жалобное письмо и пошёл к дяде. Дядя не узнал племянника, разжалобился и подал ему три копейки.

Антоша был неистощим на выдумки, да и все братья Чеховы любили шутку, понимали её, умели смеяться; казалось, смех, весёлая, озорная шутка защищали их от всего тяжёлого, что было в их жизни.

Зима обычно тянулась долго; Антоша с нетерпением ждал, когда с моря перестанет дуть сердитый ветер, загорится жаркое солнце, зацветёт акация и прекрасная, необозримая степь покроется серебристой полынью, голубыми цветами цибульки. Мальчики убегали в степь, к морю, купались, удили рыбу, ездили с матерью в гости к деду на далёкий степной хутор.

Мать свою Евгению Яковлевну дети Чеховы очень любили. Она как-то умела смягчать суровый нрав отца, вносила в их жизнь много ласки, уюта, умела объединить семью, сплотить её вокруг себя. «Для нас дороже матери ничего не существует», — писал Антоша, когда стал постарше.

Антоше было четырнадцать лет, когда старшие братья, Александр и Николай, окончили гимназию и уехали учиться в Москву. Через год туда же переехала вся семья. Антон и брат Иван остались в Таганроге — им надо было кончать гимназию.

Дом Чеховых был продан за долги, новый хозяин предложил Антоше угол за уроки, которые он должен был давать его племяннику. Иван переехал к тётке, й Антоша остался один в родном доме, который стал чужим для него. Теперь он уже не сидел в лавке, никто не наказывал его, но жить было ещё труднее. Новые заботы легли на его плечи: надо было самому заботиться о себе, платить за учение, помогать родным, которые очень нуждались в Москве. Знакомые помогли ему достать несколько уроков, и после занятий в гимназии он ходил по урокам, занимался с детьми — репетировал их. Один урок был далеко на окраине города. Осенью там стояла непролазная грязь. Калош у Антоши не было, и, садясь заниматься с учеником, он старался спрятать под стол свои грязные, рваные сапоги.

Как-то Антоша, узнав, что одному из товарищей живётся ещё хуже, предложил заниматься с учеником по очереди и разделил с товарищем свой заработок — три рубля в месяц. Бедность, как говорил Чехов, мучила его тогда, как зубная боль.

Он очень скучал без семьи, особенно без братьев; близких друзей в Таганроге у него не было. Антон по-прежнему увлекался театром, много читал. В гимназии издавались рукописные журналы, и он сотрудничал в этих журналах и посылал старшим братьям свои литературные опыты, а братья беспощадно критиковали эти первые произведения молодого писателя. Самостоятельная, одинокая жизнь давалась Антоше нелегко. В борьбе с трудностями он становится мужественнее, взрослее.

Так прошло три года. Антоша окончил гимназию и уехал в Москву. Родных своих застал он в тяжёлом положении, в сырой и холодной квартире подвального этажа. Отец зарабатывал очень мало, мать шила, старшие братья учились и время от времени работали в журналах: Александр писал рассказы, очерки, Николай рисовал. Даже младший брат, Михаил, переписывал за деньги студенческие лекции. Но денег всё-таки не хватало, и в гимназию за сестру Машу платили какие-то благодетели.

Антону было уже девятнадцать лет; он поступил в университет на медицинский факультет. Учился он много, усердно, с большим интересом слушал лекции знаменитых профессоров Тимирязева, Склифосовского, но ему нельзя было только учиться — приходилось зарабатывать деньги, чтобы помогать семье. И вот он решил послать в журнал очень коротенький и смешной рассказ, который назывался: «Письмо донского помещика к учёному соседу д-ру Фридриху». Конечно, Антон очень волновался, пока пришёл ответ. А ответ был такой: «Совсем недурно. Присланное поместим...» Через два месяца рассказ напечатали. Это был первый напечатанный рассказ Чехова и первый его литературный заработок.

С тех пор рассказы Чехова стали часто появляться в журналах. Подписывал он их не своим настоящим именем, а разными псевдонимами, чаще всего «Антоша Чехонте» — прозвище, которое дал ему один из учителей таганрогской гимназии. Чего только не писал Чехов в эти первые годы своей литературной работы: заметки, анекдоты, подписи к рисункам, очерки, рассказы. Брат Николай — хороший художник — иногда рисовал к его рассказам иллюстрации. Писать приходилось часто по ночам — днём надо было учиться. Платили за работу очень мало, несколько копеек за строчку, да и за этими заработанными грошами приходилось ходить в редакции раз по десять. Но зато как был счастлив Антон, и как радовалась мать, когда он однажды сказал, что сам теперь будет платить за учение сестры Маши.

Студенческие годы подошли к концу. Когда Чехов окончил университет и получил диплом врача, ему было двадцать четыре года. На входных дверях чеховской квартиры появилась вывеска: «Доктор А. П. Чехов». Стали приходить больные; практики было много, но половина больных лечилась у Чехова бесплатно — это всё были знакомые или такие же бедняки, как он сам.

«Я врач и по уши втянулся в медицину», — говорил Чехов, и он был, как вспоминали товарищи по работе, превосходным врачом, вдумчивым, терпеливым, добросовестным. Но доктор Чехов не бросал своих литературных занятий ; он продолжал писать, и скоро вышел первый сборник рассказов Антоши Чехонте. Когда много лет спустя один из друзей спросил, сколько Чехов написал рассказов в первые годы своей работы, он ответил: «Около тысячи».

Рассказы Чехова почти всегда очень короткие. «Умею коротко говорить о длинных вещах», — как-то сказал о себе Чехов.

Рассказ «Ванька». Как много говорит нам этот небольшой рассказ! Перед нами как бы проходит вся нерадостная Ванькина жизнь и в деревне с дедушкой и в мастерской у сапожника. И невольно думаем мы о всех тех детях, которым жилось так же трудно, как Ваньке, в то далёкое время, которое уже никогда не вернётся. Думаем и о том, как крепко, по-настоящему любил Чехов детей, если мог написать такие рассказы, как «Ванька», «Беглец», «Мальчики», и ещё много других рассказов о -детях. Маленького беглеца Чехов, должно быть, лечил, когда работал в деревенской больнице; а как по-хорошему, весело, с какой доброй любовью посмеялся он над мальчиками Чечевицыным и Володей, которые собрались бежать в Америку!

Но не всегда весело смеялся Чехов; очень часто рассказы его, как будто бы простые и обыкновенные, о простых и обычных делах и днях, только кажутся смешными. Стоит немного подумать над ними, заглянуть в них поглубже, и становится грустно. Вот рассказ «Лошадиная фамилия». Конечно, очень смешно рассказал Чехов о том, как весь дом вспоминал лошадиную фамилию того человека, который умеет заговаривать зубы. Но подумайте хорошенько, и за этим смешным рассказом вы увидите такую скучную и серую жизнь, таких грубых, невежественных людей, что, уж наверное, никому из вас не захотелось бы жить с ними.

Прошло несколько лет. Всё больше и больше понимал Чехов, что настоящее его призвание не медицина, а литература. Однажды Чехов получил письмо от Дмитрия Васильевича Григоровича — известного писателя, автора многих хороших повестей, рассказа «Гуттаперчевый мальчик», который вы все знаете. Григорович писал о том, как поразили его маленькие рассказы Чехова, приветствовал его большой талант. Письмо это обрадовало и взволновало Чехова. Хотелось писать лучше, больше, написать что-нибудь особенно значительное. И Чехов задумал небольшую повесть о том, что дорого было ему с самого детства: о степи, о степных людях, птицах, ночных грозах. Он уехал в Таганрог, чтобы снова увидеть степь, освежить свои детские впечатления. И снова, как в детстве, степь восхитила его. «Пахнет степью, и слышно, как поют птицы. Вижу старых приятелей — коршунов, летающих над степью», — писал Чехов из Таганрога. И, вернувшись в Москву, написал чудесную, поэтическую повесть о родной степи, о маленьком Егорушке, который впервые едет по степи и, может быть, немного похож на самого Чехова, каким он был в детстве.

«Голубчик, Антон Павлович!.. — писал ему поэт Плещеев, прочитав повесть, — не мог оторваться, начавши читать... Это такая прелесть, такая бездна поэзии, что я ничего другого сказать вам не могу и никаких замечаний не могу сделать — кроме того, что я в безумном восторге...»

Но вам пока ещё не совсем будет понятна и эта повесть «Степь» и очень многие рассказы и пьесы Чехова. Пройдёт несколько лет, вы станете старше и поймёте тогда, какой великий писатель и удивительный человек был Чехов, как любил он свою родину, простых русских людей. «Как богата Россия хорошими людьми», — говорил он.

И сам Чехов был вот таким хорошим человеком русской земли, скромным, большим тружеником, одним из самых любимых писателей России. Но если кто-нибудь при нём заговаривал об этом, он смущённо улыбался и уверял, что он самый обыкновенный «добросовестный литератор», что ему надо ещё много учиться, больше путешествовать. Путешествовал он очень много: бывал за границей, знал Крым, Кавказ, объездил всю Украину. Он говорил, что писатель должен хорошо знать свою родину, всегда узнавать новые места, новых людей. И он решил ехать на остров Сахалин, посмотреть, как живут там люди. Путешествие предстояло трудное. Сибирской железной дороги ещё не было, и Чехову пришлось плыть по рекам на пароходах, трястись в тарантасе по «убийственным дорогам» несколько тысяч вёрст. Чем ближе подъезжал он к Сахалину, тем больше восхищался дикой природой края и всё время жалел, что не поехал с ним друг его, художник Левитан, которого он считал лучшим русским пейзажистом.

На Сахалине Чехов пробыл всего три месяца и за это время проделал огромную работу: объездил все поселения, заходил во все избы, разговаривал с жителями, переписал всё население острова — десять тысяч карточек, заполненных рукою Чехова, хранятся в музеях и архивах писателя. В Москву вернулся он усталый, больной, но очень довольный своей поездкой. Через несколько лет появилась книга «Остров Сахалин».

Шли годы. Чехов неутомимо работал, писал рассказы, повести, пьесы, снова мечтал о поездках по стране. Но он уже давно был тяжело болен туберкулёзом лёгких, и врачи запретили ему путешествовать, жить на севере.

И вот Чехов с матерью и сестрой в Ялте. Сестра, та самая маленькая Маша, за которую он студентом платил в гимназию, теперь взрослая. Очень рано поняла она, какой замечательный писатель Чехов, беззаветно любила брата и делала всё, чтобы он мог спокойно жить и работать. Отца уже не было в живых. Чеховы жили на окраине Ялты, в белом двухэтажном доме. Вокруг пустырь, камни, чертополох. С ранней весны Чехов работал на пустыре: сажал деревья, разбивал цветники — ему нравилось украшать землю. «Ведь здесь же до меня был пустырь и нелепые овраги, всё в камнях и чертополохе, — говорил он, — а я вот пришёл и сделал из этой дичи культурное, красивое место... Знаете ли... через триста — четыреста лет вся земля обратится в цветущий сад, и жизнь будет тогда необыкновенно легка и удобна».

Но Чехов тосковал по северу, по мокрым полям и перелескам, по обрывистым берегам, заросшим кустарником. Тосковал по Москве, по людям, по Художественному театру, где в эти годы шли его пьесы, по жене — артистке Ольге Леонардовне Книппер.

«Приходится делать над собою усилие, чтобы жить здесь изо дня в день и не роптать на судьбу», — писал он.

В ялтинском доме всегда было много посетителей. Часто приезжали поговорить, посоветоваться с любимым писателем те простые русские люди, о которых он так много писал — учителя, врачи, учёные... Однажды Чехов пришёл с прогулки очень весёлый, это с ним редко случалось в последние годы. «У меня была сейчас чудесная встреча! — сказал он. — На набережной вдруг подходит ко мне офицер-артиллерист, совсем молодой ещё, подпоручик. «Вы Антон Павлович Чехов?» — «Да, это я. Что вам угодно?»— «Извините меня за навязчивость, но мне так давно хочется пожать вашу руку!» И покраснел. Такой чудесный малый, и лицо милое. Пожали мы друг другу руки и разошлись».

Так часто совсем незнакомые люди благодарили Чехова за ту радость, которую доставляли им его рассказы.

Как-то зимой приехал в Ялту Левитан — друг всей семьи Чеховых. Дул холодный ветер, в саду шумели кипарисы, в кабинете у Чехова горел камин. Левитан сидел в кресле перед камином. Чехов ходил по комнате, чуть сгорбившись, медленно. Глаза у него были усталые, и говорил он о том, как хочется ему на север — посмотреть берёзки, поле, лес... Тогда Левитан попросил кусок картона, и Чехов смотрел, как под удивительной кистью художника оживает поле, темнеет полоска леса вдали, стоят под луной стога сена. Это была земля, на которой он родился, жил, которой отдал все свои силы.

Н.С.Шер

Слово учителя о юмористических рассказах Чехова.

Юмористические рассказы Чехова относятся к раннему его творчеству. Он начал писать, когда учился в Московском университете на медицинском факультете. В литературных журналах то и дело появлялись рассказы, весёлые шутки, смешные сценки, подписанные весёлыми псевдонимами: Антоша, Человек без селезенки, Рувер, Уллис, Брат моего брата, Антоша Чехонте.

Великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин говорил, что если бы Чехов написал только два-три рассказа, подобных «Хирургии», «Налиму» ли «Пересолил», то и тогда было бы ясно, что «сверкнул замечательный ум», потому что выдумать и сказать хорошую шутку могут только люди, «у которых ум по всем жилушкам переливается».

Как ни трудно было детство, дети в семье Чеховых росли веселыми и беспечными. Антон вовлекал их в весёлые забавы, выдумывал смешные игры и проказы, очень ценил чувство юмора и тех, кто быстро улавливает шутку. Антон Павлович был невероятно гостеприимным, хлебосольным человеком, трепетно и любовно относился ко всему живому: цветам, животным, людям.

«Через столько мировых катастроф, через три войны, через три революции прошла юмористика Чехова. Сколько царств рушилось вокруг, сколько прогремело знаменитых имен, сколько сменилось литературных течений и мод, эти чеховские однодневки как ни в чём не бывало живут до сих пор, и наши внуки так же хохочут над ними, как хохотали отцы и деды. То, что считалось безделками, оказалось нержавеющей сталью,» - писал Корней Чуковский.

Секрет молодости юмористических рассказов Чехова в том, что они «врачуют» душу смехом, слезами, состраданием и гневом.

Викторина «Своя игра».

«Лошадиная фамилия».

Как лечил больной зуб отставной генерал-майор Булдеев?

(Полоскал рот водкой, прикладывал табачную копоть,

опий, скипидар, керосин, мазал щёку йодом и т.д.)

Кто посоветовал лечить зубы заговором?

(Приказчик Иван Евсеевич.)

Как знахарь лечил зубы на расстоянии?

(По телеграфу.)

Что случилось с больным зубом? ( Вырвали.)

Благодаря чему приказчик вспомнил лошадиную фамилию?

(Доктор поинтересовался насчёт овса.)

«Пересолил»

Как называлась станция, на которую прибыл Смирнов Глеб Гаврилович?

(Гнилушки.)

Почему расстояние от станции до усадьбы было таким неопределённым:

от 30 до 50 вёрст? (Всё зависело от резвости лошади и от трезвости возницы.)

О чем Смирнов затеял разговор с возницей? Почему?

(Смирнов затеял от страха разговор о револьверах.)

Почему возница сбежал в лес?

(Землемер сделал вид, что достаёт револьвер.)

Почему боялись оба: и землемер, и возница?

(Ох, и неспокойно было на дорогах.)

«Мальчики»

Назовите фамилию друга Володи. (Чечевицын.)

Как называл себя друг Володи?

(Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых.)

Какие планы строили мальчики?

(Сбежать из дома и добраться до Америки.)

К какому празднику готовилась семья Володи? (К Рождеству.)

Что собирались добывать мальчики? (Золото и слоновую кость!)

«Хирургия»

Где происходят события рассказа? (В земской больнице.)

Кто вёл приём больных? (Фельдшер Курятин.)

На что пришлось перекреститься дьячку за неимением иконы?

(На бутыль с карболкой.)

Какие инструменты полагались для лечения такого больного?

(Щипцы, козья ножка, ключ.)

В какой день недели Вонмигласов обращается за помощью?

(В воскресенье.)

«Толстый и тонкий» .

Где повстречались друзья детства? (На вокзале.)

Как зовут друзей? (Миша и Порфирий.)

В каком чине состоит толстый. (Тайный советник!)

Какую реакцию вызвало поведение тонкого у его друга?

(Толстого стошнило.)

Что высмеивает Чехов в рассказе? (Чинопочитание.)

Крестики-нолики.

Для чего подсудимый Денис Григорьев отвинчивал на железной дороге гайки? (Чтобы сделать грузило для удочки.)

Род занятий Хрюкина. (Золотых дел мастер.)

Как мужики из рассказа «Злоумышленник» всё же заботились о предотвращении аварий на железной дороге?

(Выкручивали гайки не подряд, а через одну.)

Исключите лишний персонаж:

Порфирий, Нафанаил, Луиза, Пантелей
Курятин, Вонмигласов, Смирнов
Елдырин, Козьмодемьянский, Очумелов.

С каким рассказами связаны данные предметы?

«Ванька», «Пересолил», «Хамелеон», «Толстый и тонкий».

Найдите лишнее.

В разные периоды Чехов жил в Таганроге, Мелихово, Саратове, Москве, Ялте. (Саратов)

Вставьте пропущенное слово.

Лишь бы в Америку попасть, а ……. не за горами.

(Калифорния)

Соотнеси название рассказа с персонажем.

«Ванька» - Консрантин Макарыч

«Злоумышленник» - Денис Григорьев

«Хамелеон» - генерал Жигалов

«Пересолил» - землемер

«Хирургия» - помещик Египетский

«Мальчики» - Катя и Соня

Какие прозвища были у тонкого и толстого в детстве.

Толстого дразнили Геростратом за то, что он казенную книжку папироской прожег, а тонкого Эфиальтом за то, что он ябедничать любил.

Конкурс капитанов.

Пять заданий с выбором ответа.

Какой город является родиной Чехова? (Таганрог)
Каким видом искусства увлекался с детства Антоша Чехов? (Театр)
Каким псевдонимом подписывал Чехов некоторые свои произведения? (Человек без селезёнки)
Сколько детей было в семье Чеховых? (Пять сыновей и одна дочь)
Кем по образованию был А.П.Чехов? (Врачом)

Подведение итогов, награждение грамотами.
Категория: Викторины | Просмотров: 1190 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar