20:12 Сценарий литературного вечера по Лермонтову в начальной школе | |
Ход урока. Организационный момент. Работа по теме урока. Слово учителя: - Перед вами несколько высказываний Печорина. Когда и по какому поводу они были произнесены? «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!» «Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда всё устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать…» «Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы». «Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость». «Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, - а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!..» - Сделайте вывод об отношении Печорина к людям? (Отношение Печорина к людям негативное. Он не верит ни в дружбу, ни в любовь. Он боится разочароваться). - Докажите, опираясь на высказывания Печорина, что он экспериментирует с людьми, нисколько не заботясь об их чувствах. - В чём же причина такого поведения героя? Ответ ан этот вопрос мы постараемся найти в последней повести «Фаталист». Если в двух предыдущих повестях Лермонтов тяготел к авантюре и психологическому роману, то в «Фаталисте» он склоняется к философской прозе. - Что означает слово «фаталист»? (Фаталист – человек, верящий в предопределение, в то, что «судьба написана на небесах»). - Вопрос судьбы испокон веков занимал человечество. Греки и римляне жили с твёрдым убеждением, что от судьбы не уйдёшь. - Прочитайте высказывания двух философов и скажите, в чём их противоречие? «Человек родится свободным» (Жан Жак Руссо, французский просветитель) «Рабом родится человек, рабом в могилу ляжет…» (К. Батюшков) - Кого в повести можно назвать фаталистом? (Таков Вулич, который убеждён, что нельзя умереть прежде смерти). - Какой эпизод повести подтверждает невероятное пристрастие Вулича к карточной игре? - В какой момент проявляется таинственная власть Вулича над людьми? («Вулич вышел в другую комнату и сел у стола. Все последовали за ним: он знаком пригласил нас сесть кругом. Многие повиновались ему: в эту минуту он приобрёл над нами какую-то таинственную власть». - Почему Вулич так хладнокровен, когда подставляет пистолет к виску? (Он уверен, что его судьба предопределена и сегодня он не умрёт). - Почему люди подчиняются ему? (Постоянное стремление рисковать, дразнить судьбу придаёт Вуличу таинственную притягательную силу). - Что общего у Печорина с Вуличем? (У них обоих замкнутый характер, их обоих волнует вечный вопрос о судьбе, они способны подчинять своей воле людей). - А в чём их различие? (Печорин не верит в предопределённость) - Прочитайте ещё одно высказывание Печорина и укажите различие между Печориным и Вуличем). «Страсти не что иное, как идеи при первом своём развитии: они принадлежность юности и сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться». (Вулич – человек страстей, а Печорин, обладающий сильной волей, не даёт себе покориться страстям). - Как объясняет Максим Максимыч осечку пистолета? («Эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или не довольно крепко прижмёшь пальцем»). - Можно ли после этого дать однозначный ответ на вопрос, предопределена ли жизнь и смерть или всё в руках человека? (Мы можем только гадать, действительно ли Вулич испытывал судьбу)? - Верит ли Печорин в предопределение? Обратимся к эпизоду повести со слов «Я возвращался домой пустыми переулками…» до «.. которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою». - Что Печорин называет «заблуждениями», к которым были привязаны предки? (Заблуждениями предков Печорин, как и многие представители его поколения, считали веру в Божественное Провидение, управляющее судьбами мира и человека). - Если не Божественное Провидение управляет миром, то тогда кого же можно поставить в центр Вселенной? (В центре Вселенной стоит человек и его собственное «я»). - Какие изменения претерпевает отношение Печорина к фатализму? (Смерть Вулича изменила отношение Печорина к фатализму. Он сам признаётся, что видел на его лице «печать близкой кончины»). - Какой вопрос задаёт перед смертью Вулич? («Кого ты ищешь?») - Только ли бытовой смысл несёт прозвучавший вопрос и ответ на него? Случайно ли ответ выделен курсивом? (Этот вопрос выхвачен из бытового контекста и обращён к той, что не признаёт отсрочек). - Так всё-таки, судьба существует? Воля человека не играет роли? Обратимся к ещё одному эпизоду повести. Прежде чем ворваться в хату, Печорин составляет чёткий план действий. Проследите его. (чтение эпизода со слов «Я подошёл к окну.. « и до слов «Офицеры меня поздравляли – и точно, было с чем!» (В повести Печорин становится героем – уже безо всякой иронии. Он обезвреживает убийцу Вулича, рискуя жизнью. Его поступок решителен и смел. Теперь никто не сможет упрекнуть Печорина в рыцарской бутафории). - Бросаясь навстречу опасности, Печорин задаётся вопросом: кто хозяин жизни: человек или судьба? В чём же убеждается Печорин? Прочитаем отрывок из романа: «Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь». - Даёт ли автор однозначный ответ на вопрос судьбы. (Нет, однозначного ответа автор не даёт, но всё-таки вопрос о судьбе и правах индивидуальности на самостоятельность Лермонтов решает в пользу человека). - Опираясь на эту фразу, попытаемся ответить на ключевой вопрос романа: в трагичность судьбы Печорина? (Одна из причин трагедии Печорина - его безверие, его сомнение во всём). - На что обрекает себя человек, отказавшись от веры? (Отказавшись от веры, человек остаётся один на один со Вселенной и начинает сомневаться в своих силах. Ведь возможности разума человека не безграничны, человеческая жизнь конечна. Он обрекает себя на покинутость, одиночество, разобщённость с миром людей. Он не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в Божественное Провидение и не хочет поверить, боясь разочароваться в очередной раз. Такова судьба Печорина). | |
|
Всего комментариев: 0 | |