20:12 Сценарий литературного вечера по Лермонтову для старшеклассников | |
1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 2.Проверка домашнего задания. - На дом, ребята, вам было задано подготовить рассказ (по статье учебника) о судьбе М.Ю. Лермонтова. Прослушивание сообщений учащихся. 3. Обобщение учителя о поэте. Детство Лермонтова. Зловещие тайны семьи. Семейные распри. Эта вражда предопределила мотивы творчества. Детство в Тарханах. Благородный пансион при Московском университете. Московский период. Школа гвардейских прапорщиков в Петербурге. « Смерть поэта» - начало всенародной славы. Ссылка на Кавказ. Трагическая гибель. 4. Наблюдения над портретами М.Ю. Лермонтова. - Рассмотрим гравюру Фаворского, портрет Горбунова, автопортрет. - Каким увидели поэта? Ваши впечатления? - Что вы увидели необычного в судьбе и облике Лермонтова? - Прочитайте эпиграф к статье поэта? - Как статья, стихотворения в учебнике и эпиграф помогают понять мир раздумий и желаний поэта? 5. Сообщение темы урока. - Сегодня познакомимся с одним из лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова « Парус». - Символом чего может быть для вас слово « парус»? - Как вы думаете, чем поражает человека море? - Какое море в тихую погоду? - А в бурю? 6. Наблюдения по репродукциям к картинам Айвазовского, Куинджи, С. Щедрина? - Рассмотрите репродукции. - Какие краски использует художник, изображая море? - Подумайте, какие чувства испытывает человек, увидев раскинувшуюся перед глазами морскую гладь? 7. Выразительное чтение учителем наизусть стихотворения « Парус». - Послушайте стихотворение Лермонтова. - Какие картины вызывает стихотворение в вашем воображении? - Какое настроение возникает в связи с этим произведением? (грустное, взволнованное, печальное). 8.Анализ стихотворения. - Выделите основные ключевые слова стихотворения. Учитель записывает на доске. буря одинокий покой мятежный - Какое чувство вызывает парус у самого поэта? (сочувствие) - Что вызывает сочувствие поэта? («одинокий, увы…») - Согласны ли вы с утверждением, что парус- это сам поэт? - Что такое буря? - Всегда ли она несёт разрушение? (перемены, трагедия) - Что символизирует море? (жизнь, судьбу) - Посмотрим на доску. В черновом варианте было: « Белеет парус отдаленный». - Почему Лермонтов заменил одно слово другим, что этим достигается? - « Белеет парус одинокий…», а потом говорится « он», т.е. это как бы взгляд со стороны, то есть рассказ не только о себе. - Прочитайте слова, которые можно назвать словами поэта, автора, начиная с первой строфы. I строфа 1 стих } состояние мира 3 стих вопросы автора 2 стих 4 стих - Если бы вас попросили нарисовать парус после прочтения первого четверостишия, то что бы вы изобразили? Каким было бы изображение? (точечным) - Чтение второй строфы. - Как меняется изображение паруса? - Что помогает нам увидеть парус совсем рядом? ( Приближение через звук). - Каким предстает море? ( И радостное, и грустное: « Играют волны, но ветер свищет») Обобщение учителя: - В первой строфе задается вопрос, а в последней дается ответ. - К чему свойственно стремление человека? (к счастью) - В стихотворении стремление к счастью не удовлетворяется. - Почему именно так изменяется состояние мира, как это описано в стихотворении? ( туман – загадка, предвестия; потом- это разражается в трагедию). - Как соотносится мир и парус в каждой строфе стихотворения? ( I строфа – туман соединяет море и парус, II строфа – нет ли противоречия? « играют» - «свищет». Парус и море соединяются, но парус сопротивляется, поэтому мачта гнётся гнется. III строфа – парус между двух начал). - В черновике стихотворения сначала было представлено « струя и луч»? Почему? (луч выделяется) - Какие это краски? (божественные) - Попробуйте заменить союз «а», что получится? Останется ли тот же смысл? (с союзом «а» - парус противостоит). Обобщение учителя: - Парус – это состояние человека, который находится в состоянии отдаленности от мира, но в буре сливается с ним, а в спокойном состоянии отдаляется. - Какое главное слово автора в первой строке? (одинокий) - А в последней? (мятежный) - Почему автор сначала называет парус «одинокий», а потом –« мятежный»? ( Когда парус одинокий, автор сочувствует ему, а мятежный вызывает удивление) - Что же нужно парусу? (буря и покой). - Что же это за слова в русском языке? (антонимы). - А здесь? (синонимы). Счастье и покой чужды парусу. - Какова главная мысль автора? Решает ли для себя поэт вопрос о смысле жизни или уже решил? 9. Целостное выразительное чтение стихотворения учащимися. 10.Прослушивание романса Варламова на стихи Лермонтова. Сопоставление настроений. -Определите настроение стихотворения? -Настроение романса? - Что общего и чем эти художественные произведения различаются? 11.Домашнее задание. 1) выучить стихотворение наизусть; 2) прочитать историю создания стихотворения « Тучи»; 3) принести стихотворение А.С. Пушкина « Туча». 12. Выставление оценок. | |
|
Всего комментариев: 0 | |