20:12 Сценарий литературного вечера по Лермонтову для пожилых | |
1 Оргмомент. 2. Вступительное слово учителя (на фоне романса «Белеет парус одинокий»). Звёздная ночь… Она тихо накрывает собой землю, меняя всё вокруг, придавая привычным предметам таинственные очертания. Высокий, бесконечный купол неба освещают миллионы звёзд. В такие мгновения особенно остро ощущаешь быстротечность своей жизни, её бренность в сравнении с жизнью Вселенной. Действительно, что такое 60-80 лет в миллионах, которыми исчисляется возраст Космоса? Что можно успеть за эти мелькающие, как секунды, годы? Очень немного, если жить, плывя по течению, как все. Но можно жить и по-другому: сгорая ради веры и правды, будучи одержимым высокой целью, идя навстречу Вечности, ощущая своё родство с ней. Жить так, как жил Михаил Лермонтов. 26 лет было отпущено судьбою Лермонтову. 26 лет земной жизни - и тысячи лет в сердцах и памяти человеческой. 3. Сообщение темы, целей урока( Слайд №5 -№6) 4. Изложение нового материала. Эта встреча с Лермонтовым не первая в вашей жизни. Его имя знакомо и привычно для нас с детства. – Какие произведения Лермонтова вы знаете? («Бородино», «Мцыри», «Демон», «Тучи», «Прощай, немытая Россия», «Песня про купца Калашникова», «Беглец»). 5. Детство Демонстрирую слайды № 7 - №16 А начиналось всё обычно: в ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве у отставного пехотного капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урождённой Арсеньевой, родился сын Михаил. Когда младенцу было полгода, родители переехали в родовое имение бабушки Миши- Тарханы. Здесь, на северо-западе Псковской губернии, в прекрасном уголке России, среди мягких зелёных холмов, цветущих лугов, кудрявых березовых рощиц прошло детство поэта, здесь он открыл для себя мир природы. Здесь, когда Мише не было 3х лет, умерла его мать (в 21 год), отсюда навсегда уехал отец, оскорблённый бабушкой Лермонтова. (Решительный характер бабушки ,урожденной Столыпиной. Она не отдавала внука, пригрозив иначе лишить его наследства). Отец, будучи бедным человеком, вынужден был согласиться. Мальчик не понял всей горечи этой разлуки. Может быть, лишь среди ночи проснулся, вскрикнув, стал звать отца: «Папенька! Где мой папенька?» Нянька подхватила его на руки, стала успокаивать, не смея сказать то единственное, что могло бы утешить ребёнка, что отец его отлучился ненадолго, вернётся поутру, и всё станет в доме по-хорошему. В Тарханах Миша впервые стал задумываться, почему перед ним в низком поклоне стоят дворовые люди, почему они, такие же люди, его рабы, а он их господин? В 15 лет он написал: Чтение стихотворения «Жалобы турка» (Читает подготовленная ученица Башлыкова Олеся) Стихотворение называется «Жалобы турка». Но о чём идёт речь? (юный поэт имеет в виду царскую Россию) Слайды №17 -№19 Здесь он слышал рассказы о Бородинской битве, о пугачёвском восстании. 6.Учеба в Москве и Петербурге. Сайды №20,21 Когда мысленно оглядываешь короткую жизнь Лермонтова, удивляешься, как многое он сумел разглядеть и осмыслить в российской действительности. Он хорошо знал крепостную деревню, учился в Московском университетском пансионе ( с 1828 г. по 1830), где и начал писать («марать стихи»). В Московском университете (вместе с Герценым) – в 1831-1832 гг. 1830 год- год «открытия» Байрона (родственные связи) – шотландская ветвь древнего рода Лермонтов. Чтение стихотворения «Нет, я не Байрон» (Читает подготовленный ученик Полюдов Андрей) 7.Преемник Пушкина Мы привыкли и к тому, что имя Лермонтова всегда ставят Рядом с именем Пушкина, называя его учеником, продолжателем великого поэта. Но это не совсем так. О Блоке, Маяковском, Цветаевой, Ахматовой тоже можно сказать, что они ученики и продолжатели Пушкина, хотя бы потому, что жили и писали позже. Нет, Лермонтов был слишком яркой индивидуальностью, чтобы идти за кем-то след в след, даже за Пушкиным. Пушкин- весь гармония: сквозь следы у него светится улыбка. Лермонтов не знает и не ищет примирения. Он весь во власти жажды свободы, его сжигает внутренний огонь, в котором каждый атом души становится поэзией. Он открыл в русской словесности множество новых возможностей; в его поэзии теряется грань между словом и музыкой, его описания природы сродни живописи. Да, природа щедро одарила своего избранника, наградив его даром музыканта, поэта, живописца, но, увы, не дав насладиться этим даром. (Слайд №22 -25) 8. Начало творчества В 1832 г. Всё определилось: Лермонтов ощущает в себе силы необъятные и потребность действовать. С 1832года - в Петербурге, но, не будучи принятым в Петербургский университет, поступает для продолжения образования в двухгодичную школу юнкеров. 1834 год, декабрь - произведён в корнеты. Бабушка заказала портрет внука ( о портретах Лермонтова и автопортрете). Служба в гусарском полку в Царском Селе. Любовь к Варваре Александровне Лопухиной ( в замужестве Бахметовой). 1836 год- драма «Маскарад» (страсть к театру наследственная от матери). 9. Внезапная слава Слайды № 26 - 29 Но вот грянул январь 1837 г. И в городе на Неве, застывшем от горя, от сознания невосполнимой утраты, которой стала смерть Пушкина,прозвуча ли гневные строки Лермонтова Слады № Чтение стихотворения «Смерть поэты» (отрывок) Тюлюкова Кристина Через 7 дней - дополнение (последние 16 строк). - Почему эти строки вызвали недовольство царя? (ответы учащихся) В результате - ссылка на Кавказ, лето 1837г- февраль 1838 10. 1839 год- время триумфа. Слады №30 -№31 Вообще 39 год – год триумфа Лермонтова: « Дума», «Поэт», «Русалка», « Три пальмы», главы «Героя нашего времени».Он популярен, ему открыты двери всех салонов. В Москве приглашён к Гоголю на именины (читал по просьбе Гоголя «Мцыри»). 1840 год - «Тамань» (последняя из глав). Дуэль с де Барантом (вступился за честь Марии Щербатовой), что послужило поводом для очередной ссылки на Кавказ 11. Вторая ссылка Ссылка на Кавказ- 1840 год. Прощание в доме Карамзиных (предчувствие смерти). Чтение стихотворения «Тучи» Читает учитель. - Что роднит тучи и поэта? - А что отличает? Участие в военных действиях (стихотворение «Валерик»). Последний отпуск на 3 месяца – весна 1841 года.Поэт подает прошение об отставке, но получает отказ и вынужден возвра- щаться в полк. 13 июля 1841 года в Пятигорске происходит столкновение Лер- монтова с Мартыновым, знакомым ему еще по юнкерской школе. ( Мартынов служил в одном полку с Дантесом, убийцей А.Пушкина). 12. Дуэль и смерть Слайд №32 -33 15 июля - дуэль в 4 км. от Пятигорска, у подножия горы Машук. Слайд №36 -38 Когда-то в юности Лермонтов писал: Кровавая меня могила ждёт, Могила без молитв и без креста. Слайды №34 -№38 И вот предсказание сбылось ( 17.07 поэт был похоронен на пятигорс- ком кладбище без песнопения). В апреле 1842 года Елизавета Алексеевна перевезла прах внука в Тарханы .Слайд №39 . Здесь, в маленькой часовне, в семейном склепе, освященный жёлтыми язычками пламени двадцати шести свечей, он покоится и сегодня. (на фоне музыки) Да, мало было отпущено ему земной жизни, и всего 4 года- жизни поэтической! Но за это время он успел выполнить своё предназначение- отразить жизнь и проблемы всего поколения русского общества середины XIX века. Чтение учителем стихотворения Якова Козловского. Звучит романс «Белеет парус одинокий» 13. Итоги урока. - Какая черта Лермонтова, по- вашему, главная? Каким вы представляете себе поэта? (ответы учащихся0 14.Комментарий оценок. 15.Домашнее задание. Конспект урока, наизусть стихотворение поэта (на выбор из перечисленных) | |
|
Всего комментариев: 0 | |