20:43 Сценарий литературного вечера по Чехову для дошкольников | |
Время, бесстрашный художник, Словно на белых страницах, Что-то все пишет и пишет На человеческих лицах. Грифелем водит по коже. Перышком тоненьким тоже. Острой иглою гравера. Точной рукою гримера… Таинство света и тени. Стрелы, круги и квадраты. Ранние наши потери, Поздние наши утраты. Черточки нашего скотства. Пятна родимые страха. Бремя фамильного сходства С Богом и с горсточкой праха. Скаредность наша и щедрость. Суетность наша и тщетность. Ханжество или гордыня, Мужество и добродетель… Отсветы. Отблески. Блики. Пятна белил и гуаши. Наши безгрешные лики. Лица греховные наши… (Юрий Левитанский «Время, бесстрашный художник») Ведущий: В далеком скучном Таганроге Над морем серо-голубым, В степной глуши, где вдоль дороги Стоят желтеющие стоги И пыль клубится, точно дым Родился он… Ведущий: В далеком скучном Таганроге Он видел жизни серый тон, Пустые радости, тревоги, Заботы, дрязги, лень и сон, Среди тупой мертвящей тины Он видел скучные картины Тоскливой жизни без лучей, Смешных и сумрачный людей, Ведущий: И, покидая степь родную, Их жизни скуку вековую Он сохранил в душе своей. Он понял царство душ туманных, Тоскливо спящих вечным сном, И ряд страниц благоуханных Он написал о них потом… Ведущий: Чехов вошел в русскую литературу в начале 80-х годов 19 столетия как автор юмористических рассказов. Смех Чехова беззаботен до слез. Его задача – развлекать, а не высмеивать. Основным жанром раннего творчества писателя становится рассказ-сценка. В чем же секрет чеховских рассказов-миниатюр? В начале дана краткая экспозиция (описание места и обстановки последующего действия), далее сама сценка, в которой авторские комментарии сведены до минимума. Но а самое главное – неожиданный финал произведения, как, например, в рассказе-миниатюре «Женщина без предрассудков», который исполнят ученики 8-х классов – Душина Настя и Пиксаев Андреев. Ведущий: Сценка «Необходимое предисловие» посвящена молодоженам. В роли предусмотрительного супруга выступит Ермаков Антон, а в роли юной супруги - Маклаева Маша. Ведущий: Что же все-таки сделало произведения Чехова вечными, неувядающими? Прежде всего, бесконечная влюбленность автора в жизнь, вера в ее преображение. Писателю интересно все: природа, человеческие отношения, лица, манера говорить, двигаться. Это и придавало его художническому взгляду неповторимую новизну и свежесть. На сцене школьного театра сегодня для вас выступит Смирнова Арина и Степанкин Артем с инсценировкой рассказа Чехова «Беззащитное существо». Ведущий: Для многих исполнителей сегодняшнее выступление станет дебютом. Мы хотим представить нашего дебютанта – Часовских Александра, ученика 3 «А» класса. Он исполнит роль злого мальчика из рассказа Чехова «Злой мальчик». Неужели ребенок может быть злым? Если ему очень хочется заполучить какой-нибудь подарок, то, наверное, он может использовать для этого совсем недетские приемы. А какие именно - мы сейчас узнаем. В инсценировке также принимают участие Максимов Илья и Безродная Софья. Ведущий: Каждый человек мечтает о славе, но не всякий может предугадать, что обычный случай может сделать его знаменитым, как, например героя рассказа Чехова «Радость» - Митю Кулдарова. В роли Мити – Березутский Александр, а в роли его родителей – Одинокова Маша и Боканхель Артем. Ведущий: Стремительно, с тонким юмором и трепетной любовью к человеку, с жалостью и пониманием его слабостей и пороков, его душевной красоты и недостатков пришел в русскую литературу Антон Павлович Чехов. Наши маленькие герои попробуют сегодня передать эти противоречивые стороны человеческой натуры. Сказка посвящается журналисту, который любит похвастаться своими литературными достижениями. Выступают юные артисты - Маринченко Игорь, Ермаков Антон, Маклаева Маша. Ведущий: У Чехова совершенно особая природа юмора. Он рассчитан на умного, думающего читателя, обладающего чувством юмора. В своих произведениях художник чутко уловил непостоянство человеческой природы: чувство грусти сменяет чувство радости, состояние одиночества недолговечно, его сменяет устремленность человека к полноте бытия, к житейскому счастью. Таковы герои пьесы Чехова «Медведь». Встречайте – Степанкин Артем, Каспарова Анна и Лисенков Антон. Ведущий: В литературе Чехов стал учеником и последователем Салтыкова-Щедрина. С Щедриным писателя сближает тема обличения в человеке рабской угодливости, хамелеонства, чинопочитания и такие приемы творчества, как говорящие фамилии, контрастное сопоставление образов и событий. Вспомните фамилии героев рассказа «Хамелеон»: Очумелов, Хрюкин, Елдырин. Да и название рассказа требует особого осмысления. Кого в нем можно назвать хамелеоном? Роль Очумелова исполняет Глушановская Мария, Хрюкина – Безродная Софья, Елдырина – Рахлина Лада, наблюдатель – Мамонтова Настасья. Ведущий: Главная задача писателя, по мнению Чехова, не обвинять, не преследовать и обличать, а призывать к состраданию. Что же такое сострадание? Сострадать – значит чувствовать страдание другого человека, воспринимать его боль как свою собственную. Это чувство позволяет человеку ощутить свое единство с ближним. Полюбить его. Чехов настойчиво пытается достучаться до души человеческой. Он употребляет все творческие усилия на возбуждение у читателя чувства сострадания. Таковы его многочисленные рассказы - «Тоска», «Егерь», «Горе», «Скрипка Ротшильда», «Ванька». Ведущий: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других..» («Крыжовник») Это слова повествователя из рассказа Чехова «Крыжовник». Все творчество великого художника можно назвать подобным напоминанием о том, что человек не должен быть равнодушен к бедам и несчастьям ближнего. Ведущий: Жизненный путь Чехова – яркий пример для подражания: - сотни произведений, посвященных своему народу; - героическая поездка на остров каторжников – Сахалин; - бескорыстная врачебная деятельность; - организация сбора средств для голодающих в России, открытие столовых; - неустанная врачебная помощь населению во время эпидемии холеры; - строительство на личные средства школ для крестьянских детей; - строительство городской библиотеки в Таганроге. Танец, в конце танца – чтение стихотворения: Ведущий: Его я часто вспоминаю. Вот и теперь передо мной Стоит он, точно как живой, Такой, каким его люблю и знаю: Сухие, тонкие черты, Волос седеющие пряди И эта грусть в глубоком взгляде, Сосредоточенном и полном доброты. Больной и бесконечно милый, Он был похож на первоцвет, Сквозь снег, пробившийся на свет. Ведущий: Он о своей судьбе молчал, Хотя до дна источник видел, Страдая, жизнь не ненавидел, Жалея всех людей, он их не презирал. Неумолимый рок унес его в могилу, Болезнь тяжелая туда его свела. Она была в груди и всюду с ним ходила: Вся жизнь страны родной – болезнь его была! Ведущий: Он, верно, с нами здесь, печален, но и кроток. Он с нами навсегда! И в каждом сером дне, И в русских сумерках, и в летней дреме сада, И в нежной девушке с задумчивостью взгляда, И в скорбной женщине с надломанной душой… В молитвенной тоске, и чистой и большой, В осеннем вечере и в музыке Шопена… | |
|
Всего комментариев: 0 | |