Главная » 2015 » Март » 15 » Сценарий литературного праздника посвященный М.Ю. Лермонтова
20:01
Сценарий литературного праздника посвященный М.Ю. Лермонтова
Вероятно, нет ни одного поэта или прозаика в России, который не обращался бы к теме «человек и природа». Каждый из них воспринимал природу по-своему, и каждый по-своему открывал читателю мир природы и себя самого в этом мире. Эта тема практически неисчерпаема, но несомненно, что ее звучание в значительной степени определяется временем, в которое живет и творит писатель.

Авторы многочисленных работ о творчестве писателей XIX и XX веков подробно исследовали произведения как в плане их поэтики, так и в плане лингвистики, отмечая, что описания природы «оживляют» животные и благодаря этому проблема человека и живого мира, личности и природного начала получает углубленное толкование.

Между тем, анимализмы в авторской концепции произведений – это важная гуманистическая, нравственно-философская и эстетическая проблема.

На уроках литературы, изучая особенности языка произведения, его поэтики, можно рассмотреть, какие анималистические приемы использует тот или иной автор в своем творчестве.

Интересными, на мой взгляд, в плане анималистики являются произведения М.Ю.Лермонтова, представителя XIX века, и М. Шолохова, писателя XX века. И тот, и другой считаются непревзойденными мастерами пейзажей, но поражает осведомленность художников о жизни животных, птиц и рыб.

Так, в контексте изучения романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и романа М.Шолохова «Тихий Дон» уместно будет проследить динамику употребления анимализмов от одного произведения к другому. Причем лучше это сделать на одном из уроков в выпускном классе при изучении романа М.Шолохова.

Вот как, например, Лермонтов описывает Карагеза, коня Казбича в романе «Герой нашего времени»:

Лошадь его славилась во всей Кабарде… вороная, как смоль, ноги – струнки, и глаза не хуже, чем у Бэлы; а какая сила!.. а уж выезжена – как собака бегает за хозяином, голос его даже знала!.. Уж такая разбойная лошадь!..

А вот описание косячного жеребца по кличке Мальбрук в «Тихом Доне» Шолохова:

У него маленькая сухая змеиная голова. Уши мелки и неподвижны. Грудные мускулы развиты до предела. Ноги тонкие, сильные, копыта обточены, как речной голыш. Зад чуть висловат, хвост мочалист. Он – кровный донец… Порода видна во всем.

«Портреты» коней созданы при помощи коротких предложений, сравнительных оборотов, обилия прилагательных (определений и эпитетов). Глаголы (действия) отсутствуют, только именные сказуемые дополняют описания.

Совсем по-другому, в действии, в динамике дано описание Карагеза в рассказе Казбича об испытаниях, выпавших ему и его верному товарищу в романе Лермонтова:

Как птица нырнул он между ветвями;… прыгал через пни, разрывал кусты грудью… Вдруг передо мною рытвина глубокая; скакун мой призадумался – и прыгнул…

Мой Карагез летит, развевая хвост, вольный как ветер… Слышу: бегает по берегу оврага конь, фыркает, ржет и бьет копытами о землю…

Так же в действии, в динамике дано описание кобылицы старика, агитирующего казаков за восстание, в романе Шолохова:

Под ним ходуном ходила красавица-кобылица… храпя и кусая удила, она приседала в дыбошки, просила повод, чтобы опять пойти броским, звонким наметом, чтобы опять ветер заламывал ей уши, свистел в гриве… Под тонкой кожей кобылицы играли и двигались каждая связка и жилка.

Здесь все в действии. Динамика описания, его ритмичность достигается за счет глаголов (ходила, приседала, просила, играли, двигались), глагольных форм (храпя, кусая), повтора однородных синтаксических конструкций (чтобы пойти наметом, чтобы опять ветер заламывал уши).

У Лермонтова характерны анималистические сравнения, опирающиеся на традиции, быт и нравы народов Кавказа и его природу: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны (Бэла); будто кошка нырнул из-за куста, точно кошка, карабкался на утес (Казбич); здесь тебе душно и тесно, как орлу (метель в горах); она, как змея, скользнула между моими руками,… как кошка вцепилась в мою одежду (Ундина); она, как утка,ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала (лодка контрабандистов).

В употреблении анималистических сравнений, характерных для казачьего быта и нравов, Шолохов в «Тихом Доне» пошел дальше Лермонтова: он дает не только портрет героя: невысокая, но складная, как голубь (казачка); невысокая, но ладная, как куропатка (хозяйка); витая, как у ягненка, голова (казака). В сравнениях Шолохов раскрывает физическое состояние героя (Григорий – занемог, как кобель на морозе…; вымотался, как лошадь, сделавшая непосильный пробег), дает сочувственные или осуждающие оценки (взгляд Натальи – взгляд зайца под прицелом). В сравнениях, взятых из мира хищных птиц, показаны отрицательные эмоции людей: черная рука его ястребом упала ей на голову; клевали Степана, как стервятники падаль (о братьях Мелеховых); Дарья вцепилась в него коршуном.

Таким образом, в ходе исследования учащиеся приходят к выводу, что в романе Шолохова заметна некоторая динамика в употреблении анималистических приемов. В частности, это касается эпитетов. Используя анималистические эпитеты в описании внешнего вида и внутреннего состояния героев, писатель акцентирует ведущую деталь: что-то звероватое в выражении лица, вислый коршунячий нос Григория Мелехова, медвежковатую спину казака-баклановца, клешнятые руки Христони. Часто такие эпитеты сопровождаются определениями, эмоциональными словами, в которых звучит та или иная экспрессия: ласковые телячьи глаза Зыкова, квадратный сазаний рот вахмистра, волчий ожерелок атамана.

На уроках русского языка в аспекте изучения лексики анимализмы рассматриваются наряду с другими выразительными средствами языка, что немаловажно при подготовке к единому государственному экзамену.

Учащимся предлагаются несколько отрывков из романа Шолохова и дается задание: Найти анимализмы в тексте.

Используя различные сложные ассоциации из мира живой и неживой природы, перенося анималистические наименования в новые для них сочетания, писатели создают уникальную систему художественных средств, назначение которых в произведениях разнообразно: одни дают представление о внешности героев, другие раскрывают динамику их душевного состояния, третьи вносят эмоционально-оценочный элемент или используются как изобразительное средство.

В этом одна из особенностей поэтики романов «Герой нашего времени» и «Тихий Дон» и сила их чарующего воздействия на читателя.
Категория: Сценарий | Просмотров: 223 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar