21:57 Сценарий литературного праздника посвященный А.П. Чехова для детей | |
ХОД УРОКА I. Оргмомент II. Вступительное слово учителя 29 января 2010 года мы будем отмечать 150 лет со дня рождения А.П. Чехова. «Я хотел бы быть свободным художником и – только, и жалею, что Бог не дал мне силы, чтобы быть им… Моя святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода от силы и лжи, чем последние две не выражались», – так напишет в одном из писем 1882 г. А.П.Чехов… Ему тогда было 24 года. О чем он мечтал? Что ценил?.. Это придет к нему потом, а сначала было детство… (Приложение, слайды 1, 2, 3, 4, 5) Начинающий писатель Чехов не раз излагал события и наблюдения о судьбах подростков в своих произведениях, среди них повесть «Степь». (Приложение, слайды 6-11). Перед нами отрывки из повести. Попытайтесь предугадать содержание текста. III. Групповая работа Учитель записывает ключевые слова на доске и учащиеся в группах работают в течение 3-5 мин., затем читают написанное. ( из уездного города выехала бричка…; мальчик всматривался в знакомые места, а бричка бежала мимо и оставляла все позади…; между тем расстилалась широкая, бесконечная равнина…; какова-то будет эта жизнь?) IV. Целеполагание – Сегодня на уроке мы с вами должны раскрыть талант писателя в создании образа «суровой и прекрасной Родины» в поэтическом описании степи. V. Мозговой штурм (выход на проблемный вопрос) – Какие ассоциации связаны у вас со словом «степь»? Примерные предположения уч-ся записываются с левой стороны доски ярким фломастером. А что у Чехова? Какой показывает Чехов степь в своей повести? Это именно та проблема, над которой сегодня мы с вами будем работать. VI. Работа с текстом художественного произведения Фронтальная работа с классом. – Перед вами отрывки из текста повести «Степь». Прочитайте выразительно и обратите внимание на прилагательные, которые использует автор в описании пейзажа, подчеркните их. 1) Работа над 1 отрывком повести. (…Мальчик всматривался в знакомые места, а ненавистная бричка бежала мимо и оставляла все позади. … Егорушка в последний раз оглянулся на город, припал лицом к локтю Дениски и горько заплакал.) Вывод учащихся совместно с учителем: контраст белого цвета с черным выражает впечатление Егорушки от поездки. Мальчику жаль расставаться с прошлой жизнью, мрачные картины жизни будущей представляет наш герой. 2) Работа над 2 отрывком (… Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов….Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый череп или булыжник; вырастет на мгновение серая каменная баба или высохшая ветла с синей ракшей на верхней ветке, перебежит дорогу суслик, и – опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи…) – Какими красками описывает Чехов степь? – Какие средства художественной выразительности он использует? (Подчеркивают уч-ся эпитеты, сравнения, олицетворения и т.д.) – Как вы понимаете смысл фразы «Как душно и уныло!» Учитель. А.П.Чехов собирался писать продолжение «Степи» и формулировал основную мысль так: «Простора так много, что маленькому человечку нет сил ориентироваться». – Как вы думаете, как чувствует себя Егорушка в «чужом, непонятном мире»? – С чем сравнивает степь писатель? (с образом Родины). 3) Работа над 3 отрывком (… Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром… Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева, звуки…). Учитель. Ребята, эта глава имеет важное значение в содержании повести. В ней автор выразил гнетущую атмосферу, тягость, тоску до отчаяния не только в создании образа грозы, но и состоянии нашего героя. – Какие контрастные краски использует писатель в описании этого природного явления? (черный и белый цвета) – Каково состояние героя во время грозы? – Какие метафоры использует автор в описании этого природного явления? Вывод учащихся и учителя. Звукопись, используемая Чеховым совместно с цветовыми эпитетами делает выразительным описание грозы, заставляя нас услышать и своими глазами увидеть происходящее, почувствовать напряженность момента. Итак, цветовая гамма и пятна играют особую роль в восприятии читателя: они помогают отразить душевное состояние героя Егорушки, раскрыть его внутренний мир. 4) Работа над 4 отрывком (… На другой день утром приходили прощаться Иван Иваныч и о. Христофор… Какова-то будет эта жизнь?) – Как вы ответите на этот вопрос автора? – Каким предстал перед вами главный герой повести? VII. Подведение итогов работы с тестом – Финал этой повести мы прочли. На этом писатель прерывает повествование. Сам Чехов не прогнозирует дальнейшую судьбу главного героя Егорушки. Это должны сделать мы, читатели. Запишите с правой стороны доски фломастером, как изобразил писатель степь в повести и сравните со своими ответами. VIII. Решение проблемного вопроса. Подведение итогов мозгового штурма Сравните ряды ассоциаций. Писатель не говорит прямо о проблемах героя и путях её решения, он оставляет это нам, читателям. Именно в этом заключается великая сила художественной литературы, своеобразие литературы как искусства слова. IX. Рефлексия – Какой предстала перед нами степь в изображении Чехова? Напишите небольшое сочинение-эссе. (5-6 предложений). Чтение сочинений. X. Итог урока Домашнее задание: составьте устный рассказ на тему: «Каким я представляю главного героя повести». Список использованной литературы: Курдюмова Т.Ф. Методические рекомендации. Литература 6 класс. М., «Дрофа», 2001 г. Шадрина С.Б. Литература 6 класс. Поурочные планы по учебнику В.П.Полухиной. Волгоград: Учитель, 2006 г. Таганрог – родина Чехова. Буклет. М.,Советская Россия, 1978 г. (портреты и иллюстрации к презентации) Турик Л.А., Осипова Н.А. Педагогические технологии в теории и практике. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009 г. Буклет к 120-летию повести «Степь». Таганрог, Лукоморье, 2009 г. (иллюстрации к презентации). Чеховские места в Таганроге. Путеводитель. Таганрогский литературный и историко-архитектурный музей-заповедник., 2004 г. (иллюстрации к презентации). Повесть «Степь» А.П.Чехова. Таганрог, Лукоморье, 2009 г. (отрывки на стр. 5, 7, 51, 103-105) Комментарии к слайдам (Приложение) Слайды 1-5 (портрет Чехова со словами; домик Чехова; лавка Чехова; гимназия, где учился Чехов). «Родился я в доме Болотова (так говорит моя мать), или Гнутова, около Третьякова В.Н., на Полицейской улице, в маленьком флигеле во дворе. Дома этого, вероятно, нет». Ошибся А.П.Чехов. Дом, в котором он родился, бережно храним и часто посещаем его соотечественниками. «В детстве у меня не было детства», – скажет уже взрослый Чехов. Мещанская уездная бедность семьи; отец, заставляющий петь в церковном хоре и торговать в лавке; домашняя работа… В 1868 году отец отдал Антона в гимназию. Учиться в гимназии было сложно, поэтому он дважды оставался из-за неуспеваемости на второй год. Но сидение в лавке дало Чехову раннее знание людей, сделало его взрослее. Так появляются рассказы «Святой ночью», «Студент», «Архиерей», «Святые горы». Слайды 6-11 (иллюстрации к повести А.П.Чехова «Степь») Самым сильным впечатлением от встречи Чехова со своей юностью в 1887 году была встреча со степью. «Степь» – это повесть о родине, о ее необъятных просторах, о красоте ее природы, о людях, о их счастье, а «действие происходит на юге, недалеко от Таганрога», – писал Чехов. Антон Павлович работал над «Степью» с большой любовью, с творческим увлечением и считал ее одним из лучших своих произведений. «Она мой шедевр, лучше сделать не умею», – говорил он. В 1977 году был снят фильм по одноименной повести. | |
|
Всего комментариев: 0 | |