Главная » 2015 » Март » 16 » Конспект занятия по творчеству Н.А. Некрасова в младшей группе
20:24
Конспект занятия по творчеству Н.А. Некрасова в младшей группе
Цель урока:

Познакомить учащихся со страницами жизни и творчества Н.А.Некрасова,
Помочь учащимся выявить отношение автора к труду простого человека, показать, как Н.А.Некрасов рисует картины подневольного труда,
Развивать навыки выразительного чтения.

Методические приемы:

Объяснение учителя
Анализ текста
Выразительное чтение

ХОД УРОКА:

Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

II. Страницы жизни Н.А. Некрасова.

Некрасов рос на Волге, среди живописной природы. С детства запали в душу ребёнка картины подневольного труда и жизни крепостных, тяжкая работа бурлаков. Летом 1838 года Некрасов переехал в Петербург. После долгих лет жизни бедняка он стал известным поэтом, выпускал журналы и вошёл в сознание русских людей как заступник и певец народа. В прошлом году мы с вами знакомились со стихотворением «На Волге» (в сокращении) и отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос».

. Эти произведения по тематике созвучны стихотворению «Железная дорога», которое нам предстоит изучать в 6-м классе. Вспомним, что в начале стихотворения «На Волге» поэт передаёт чувство восторга, восхищения красотой реки, радость жизни. После встречи с бурлаками, один из которых считает, что лучше умереть, чем выздороветь и жить, мальчик (герой стихотворения) начинает по-другому относиться к реке, он не может радоваться по-прежнему. Поэт передаёт чувство горечи и сожаления о судьбе бурлаков, которые предстают людьми уставшими, измученными тяжёлой работой. Они не видят для себя другой доли, кроме тоскливой доли раба. Спустя много лет поэт вернулся в родные места и вновь увидел бурлаков — других, но с той же покорностью в лице, таких же сумрачных и угрюмых. Некрасов с помощью риторического вопроса призывает народ не терпеть, а искать другие пути, искать выход из тяжёлого положения, в первую очередь перестать мириться с собственным рабством. В то же время в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос» уже звучала тема красивого созидательного труда, радостной крестьянской жизни.

Обратим внимание на эпиграф к главе учебника:

Воля и труд человека

Дивные дивы творят...

(Н.А. Некрасов)

- О чём хотят сказать нам авторы учебника, выбирая в качестве эпиграфа эти слова Некрасова?

III «Железная дорога». Значение эпиграфа.

Стихотворение «Железная дорога» было напечатано в 1865 году в журнале «Современник», который редактировал сам Некрасов. В то время все журналы просматривались цензором, и если цензор считал, что какое-то опубликованное произведение не соответствует политике правительства, то изданию объявлялось предупреждение. После трёх предупреждений журнал закрывали.

Цензура — просмотр произведений, предназначенных для печати или постановки на сцене, с целью надзора. Цензор — человек, осуществляющий цензуру.

Одно предупреждение у «Современника» уже было. За публикацию «Железной дороги» журнал получил второе предупреждение.

О чём же говорилось в стихотворении? Сначала обратим внимание на эпиграф.

- Как вы понимаете эпиграф к стихотворению?

Внешне бытовой разговор в вагоне железной дороги Некрасов с помощью авторских ремарок превращает в разоблачение псевдонародности правящих кругов. Стихотворение опубликовано после 1861 года, то есть после освобождения крестьян от крепостной зависимости. В то время модно было изображать близость к народу, но эта близость носила только внешний характер. В эпиграфе папаша-генерал «в пальто на красной подкладке» одевает своего сына в простонародную одежду — в кучерский армячок. Этим он отдаёт дань моде, но, отвечая на вопрос сына, показывает истинное отношение к народу. Генерал говорит, что дорогу построил царский министр «граф Петр Андреич Клейнмихель», а не народ. «Душенька», — так обращается генерал к сыну, и в этом обращении звучит что-то слащавое и ненатуральное.

Стихотворение читает учитель. (Важно, чтобы у детей осталось целостное впечатление от стихотворения, которое вместило в себя так много мыслей и чувств, что К.И. Чуковский считал «Железную дорогу» поэмой. Прежде чем продолжить работу, дадим детям возможность осмыслить впечатление от этого произведения.)

IV. Составление плана стихотворения.

«Славная осень!» Осенний пейзаж
«Божии ратники,// Мирные дети труда!» Сон Вани.
«Захохотал генерал!» Диалог-спор.
«Отрадная картина» Описание праздника.

V. Работа с текстом.

Как показаны картины подневольного труда строителей железной дороги?
Кому приписывается заслуга строительства железной дороги?

ВЫВОД: Некрасов показывает подневольный труд строителей дороги, он иронизирует.

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение наизусть первой части стихотворения.
Категория: Занятия | Просмотров: 225 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar