20:15 Конспект занятия по творчеству М.Ю. Лермонтова в средней группе | |
Цели урока: познакомить с биографией автора, с сюжетом и с героями произведения; показать особенности повествования; воспитывать уважение к великому прошлому России, чувство гордости за страну и народ, выстоявший в трудной ситуации; воспитывать патриотические чувства в ходе выявления художественной идеи произведения; выявить художественную идею стихотворения; формировать навыки выразительного чтения; учиться работать с учебником и иллюстрациями; учиться проводить исследовательскую работу с текстом; учиться работать с презентацией. Оборудование: Мультимедийная презентация. Ход урока. Фаза 1. «Начало образовательного мероприятия» Инициация. Приветствие. Фаза 2. «Работа над темой» Интерактивная лекция. Работа с презентацией «Славный год войны народной» Слово учителя. В презентации рассказывается о сражении под Бородино с помощью слайдов, где помещены картины художников-баталистов о героях войны 1812 года. Каждый слайд описан и подписан. Составьте, пожалуйста, вопросы по презентации. Задайте свои вопросы соседу (в группе). Оцените ответы товарища. Расскажите всему классу о проделанной работе. Слово учителя. - В процессе этой работы мы увидели и узнали героев, сражавшихся на поле брани, почувствовали трагизм событий, увидели пылающую Москву, поняли, что русские люди умеют отражать натиски врагов. Наш народ победил в Отечественной войне 1812 года. Слово учителя Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением известного русского поэта и писателя М. Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов родился в Москве в 1814 году в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урожденной Арсеньевой. Невеселым был детство этого мальчика. Плохо помнил он ласковые руки и голосок матери, напевавшей ему грустную песню. Мать умерла, когда ему не исполнилось и трех лет. Воспитанием маленького Миши занималась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньевна. Детские годы проходили в усадьбе Тарханы, Пензенской губернии. Здесь наблюдал он жизнь барской усадьбы, учился народной речи, слушая предания и песни об Иване Грозном, Разине, Пугачеве, войне 1812 года. В 1830 году был зачислен в Московский университет, затем поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. Все это время Лермонтов занимался литературной работой, писал стихи. После окончания школы служил в лейб – гвардии Гусарского полка, затем в драгунском полку, располагавшемся на Кавказе. В 1841 году в возрасте 27 лет М. Ю. Лермонтов погиб на дуэли. За свою короткую жизнь М.Ю. Лермонтов создал огромное количество замечательных произведений. С одним из них мы сегодня познакомимся Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» было откликом на 25 – летнюю годовщину Бородинской битвы. 1.Выразительное чтение стихотворения «Бородино» 2. Эвристическая беседа. - О каком событии рассказывается в этом стихотворении? - Какое произведение, посвященное Отечественной войне 1812 года? - Кто рассказывает о сражении? (Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Дядя – это распространенное в нашей стране обращение к незнакомому старшему человеку). - Когда происходит разговор: сразу после сражения, через год или много лет? (Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал ее уже пожилым человеком. И сейчас, спустя 25 лет, в 1837 году он служит последний год). - С чего начинает свой рассказ старый солдат? О чем он сожалеет? - Как вы понимаете выражение «нынешнее племя»? - О каких событиях говорится в строке: «Мы долго молча отступали…»? - Что означает фраза: «ворчали старики»? Что такое «зимние квартиры»? (По правилам, принятым в то время в Европе, зимой не воевали: войска располагались на зимних квартирах). - Чем были возмущены «старики»? Что такое штык? - «И вот нашли большое поле…»Что это за поле? (Это Бородинское поле, в селе Бородино). Работа с текстом Словарная работа.(Лексическая работа) Сеча – сражение, битва. Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия. Бивак – стоянка под открытым небом. Кивер – высокий круглый военный головной убор из твердой кожи. Булат – сталь, обладающая высокой прочностью и упругостью. Из булата изготовляли холодное оружие исключительной стойкости и остроты. Слова «сражен булатом» говорят о том, что полковника убила не пуля: он участвовал в сражении вместе с солдатами, подавая пример своей храбростью, и был убит в ближнем бою холодным оружием.) Нахождение художественных выразительных средств языка с доказательством из текста Аллитерация – Повторение одинаковых согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность. Ассонанс – Повторение в тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи. Риторическое восклицание – Восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Сравнение – Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается значение первого предмета. В сравнении обязательно есть союзы «как», «словно», «будто» и др. (Французы двинулись, как тучи). Метафора – Это слово или выражение, употреблённое в переносном значении. В основе такого переносного значения лежит сходство предметов или явлений по какому-нибудь признаку. В результате создаётся художественный образ. (Небо засветилось). Метафора – скрытое сравнение, то есть в метафоре отсутствую сравнительные союзы. Фаза 3. «Завершение образовательного мероприятия» Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока) Домашнее задание: выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова | |
|
Всего комментариев: 0 | |