Главная » 2015 » Март » 16 » Конспект занятия по творчеству М.Ю. Лермонтова в средней группе
20:15
Конспект занятия по творчеству М.Ю. Лермонтова в средней группе
Цели урока:

познакомить с биографией автора, с сюжетом и с героями произведения;
показать особенности повествования;
воспитывать уважение к великому прошлому России, чувство гордости за страну и народ, выстоявший в трудной ситуации;
воспитывать патриотические чувства в ходе выявления художественной идеи произведения;
выявить художественную идею стихотворения;
формировать навыки выразительного чтения;
учиться работать с учебником и иллюстрациями;
учиться проводить исследовательскую работу с текстом;
учиться работать с презентацией.

Оборудование: Мультимедийная презентация.

Ход урока.

Фаза 1. «Начало образовательного мероприятия»

Инициация. Приветствие.

Фаза 2. «Работа над темой»

Интерактивная лекция. Работа с презентацией «Славный год войны народной»
Слово учителя.

В презентации рассказывается о сражении под Бородино с помощью слайдов, где помещены картины художников-баталистов о героях войны 1812 года. Каждый слайд описан и подписан.

Составьте, пожалуйста, вопросы по презентации.
Задайте свои вопросы соседу (в группе).
Оцените ответы товарища.
Расскажите всему классу о проделанной работе.

Слово учителя.

- В процессе этой работы мы увидели и узнали героев, сражавшихся на поле брани, почувствовали трагизм событий, увидели пылающую Москву, поняли, что русские люди умеют отражать натиски врагов. Наш народ победил в Отечественной войне 1812 года.

Слово учителя

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением известного русского

поэта и писателя М. Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов родился в Москве в 1814

году в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны,

урожденной Арсеньевой. Невеселым был детство этого мальчика. Плохо

помнил он ласковые руки и голосок матери, напевавшей ему грустную

песню. Мать умерла, когда ему не исполнилось и трех лет. Воспитанием

маленького Миши занималась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньевна.

Детские годы проходили в усадьбе Тарханы, Пензенской губернии.

Здесь наблюдал он жизнь барской усадьбы, учился народной речи, слушая

предания и песни об Иване Грозном, Разине, Пугачеве, войне 1812 года.

В 1830 году был зачислен в Московский университет, затем поступил в школу

гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. Все это

время Лермонтов занимался литературной работой, писал стихи. После

окончания школы служил в лейб – гвардии Гусарского полка, затем в драгунском

полку, располагавшемся на Кавказе.

В 1841 году в возрасте 27 лет М. Ю. Лермонтов погиб на дуэли.

За свою короткую жизнь М.Ю. Лермонтов создал огромное количество

замечательных произведений. С одним из них мы сегодня

познакомимся

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» было откликом на 25 – летнюю

годовщину Бородинской битвы.

1.Выразительное чтение стихотворения «Бородино»

2. Эвристическая беседа.

- О каком событии рассказывается в этом стихотворении?

- Какое произведение, посвященное Отечественной войне 1812 года?

- Кто рассказывает о сражении?

(Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Дядя – это

распространенное в нашей стране обращение к незнакомому старшему

человеку).

- Когда происходит разговор: сразу после сражения, через год или много лет?

(Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу

молодым, а заканчивал ее уже пожилым человеком. И сейчас, спустя 25 лет, в

1837 году он служит последний год).

- С чего начинает свой рассказ старый солдат? О чем он сожалеет?

- Как вы понимаете выражение «нынешнее племя»?

- О каких событиях говорится в строке: «Мы долго молча отступали…»?

- Что означает фраза: «ворчали старики»? Что такое «зимние квартиры»?

(По правилам, принятым в то время в Европе, зимой не воевали: войска

располагались на зимних квартирах).

- Чем были возмущены «старики»? Что такое штык?

- «И вот нашли большое поле…»Что это за поле? (Это Бородинское поле, в селе

Бородино).

Работа с текстом

Словарная работа.(Лексическая работа)

Сеча – сражение, битва.

Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.

Бивак – стоянка под открытым небом.

Кивер – высокий круглый военный головной убор из твердой кожи.

Булат – сталь, обладающая высокой прочностью и упругостью. Из булата

изготовляли холодное оружие исключительной стойкости и остроты. Слова «сражен булатом» говорят о том, что полковника убила не пуля: он участвовал в сражении вместе с солдатами, подавая пример своей храбростью, и был убит в ближнем бою холодным оружием.)

Нахождение художественных выразительных средств языка с доказательством из текста

Аллитерация – Повторение одинаковых согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность.

Ассонанс – Повторение в тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи.

Риторическое восклицание – Восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания.

Сравнение – Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается значение первого предмета. В сравнении обязательно есть союзы «как», «словно», «будто» и др. (Французы двинулись, как тучи).

Метафора – Это слово или выражение, употреблённое в переносном значении. В основе такого переносного значения лежит сходство предметов или явлений по какому-нибудь признаку. В результате создаётся художественный образ. (Небо засветилось).

Метафора – скрытое сравнение, то есть в метафоре отсутствую сравнительные союзы.

Фаза 3. «Завершение образовательного мероприятия»

Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)

Домашнее задание: выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова
Категория: Занятия | Просмотров: 248 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar