20:22 Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова в детском саду | |
Цель: Познакомить с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»; Работать над навыками чтения, вырабатывать умения работать с текстом; Развивать словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную доказательную речь; формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности; воспитывать добрые чувства. Задачи: формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для начальной ступени школы; повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения; знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения; развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память; воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности. Учащиеся должны: Иметь представление о событиях, описанных в рассказе. Уметь читать бегло, осознанно, правильно, выразительно, проявлять готовность к литературному творчеству, рассуждать о прочитанном, свободно делиться своими мыслями, при анализе художественного произведения обращаться к тексту, отстаивать личную позицию. Знать произведения писателей, позицию автора при характеристике героев. Оборудование: учебник «Литературного чтения» Л.А.Ефросинина, рабочая тетрадь № 1; выставка книг А.П.Чехова; портрет А.П.Чехова; карточки с заданиями. Ход урока 1. Организационный момент Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами. 2. Введение в тему урока. - Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое. Вы услышите отрывки из знакомых произведений и постарайтесь вспомнить название и автора. а) «Нам гулять не довелося По полям, по нивам золотым Целый день на фабрике колеса Мы вертим – вертим – вертим!» («Плач детей» Н.Некрасов) б) «Вечером мальчик спешит к клиентам, доставляет бельё заказчикам. Бежит к фабриканту, бежит к генералу, к помещику в другие дома несётся». («Школа» Алексеев) Что объединяет эти произведения? (трудное детство) В чем заключается трудность? (непосильный труд; должны учиться, а вынуждены работать) Какие права героев нарушены? (показать книгу «Ваши права») Вывод: В этих произведениях рассказывается о трудном детстве детей вашего возраста. Ребята, вы догадались, о чем пойдёт речь сегодня на уроке? (Ответы детей.) 3. Сообщение темы урока Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Антона Павловича Чехова «Ванька», жизнью и творчеством этого писателя. (На доске: портрет А.П.Чехова, название рассказа «Ванька».) 4. Подготовительная работа. а) Сообщение детей о жизни и творчестве А.П.Чехова. Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и уехал в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Антон, зарабатывает себе на жизнь репетиторством. В 1879 году окончив гимназию, он приезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета. После окончания в 1884 году университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарственной деятельности и до конца жизни считал, что медицина – Главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие от литературной работы и от врачебной практики Чехова. б) Выставка книг А.П.Чехова 5. Первичное восприятие текста. Голод и тяжелая жизнь в деревне вынуждали многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, их отдавали в ученье к сапожникам, столярам, портным, парикмахерам… О жизни одного из них писал великий русский писатель Антон Павлович Чехов. (Читает учитель и подготовленные ученики, Ребята следят по учебнику.) 6. Проверка первичного восприятия текста. а) Получит ли дед Константин Макарович письмо Ваньки? Почему? (нет адреса) Какие чувства испытали? Что взволновало? К какому жанру относится это произведение? (рассказ) Докажите. (Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.) б) Моделирование обложки Какое произведение прочитали? Покажите. Кто автор этого рассказа? Как озаглавлен рассказ? 7. Чтение и анализ произведения. Ребята, кому из вас уже захотелось перечитать этот рассказ? а) Словарная работа. Давайте познакомимся с трудными словами. Они помогут нам изготовить более точную копию письма. (Индивидуальное задание накануне: прочитать текст и найти непонятные по смыслу слова. Ребята должны найти значения этих слов в словарях.) заутреня – служба в церкви, совершаемая рано утром; образ – икона; шпандырь – ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге; людская – помещение для слуг в барском доме; дворня – дворовые люди, т.е. прислуга – конюхи, повара, прачки и др. подмастерье – помощник мастера; клирос – место певчих (хора) в церкви; сидельцы – продавцы-зазывалы в лавках (магазинах); восторг – восхищение, подъём радостных чувств; судорожно – напряженно, порывисто, резко, с болью; почтительный – уважительный, обходительный, вежливый; ночь под рождество – церковный праздник; кадриль – пляска в четыре пары; кредитом не пользуется – не вызывает доверия. б) Выборочное чтение по вопросам учителя. - Я вам буду задавать вопросы, а отвечать вы будите словами, предложениями из текста. Как звали главного героя? Сколько ему лет? К кому он был отдан в ученье? Прочитайте, как жилось ему у сапожника? Можно ли сказать, что Ваньке, отданному в ученье к сапожнику, приходится много хуже, чем Петьке из произведения Алексеева «Школа»? А какие у мальчиков одинаковые проблемы? (одинаковы бесправны, не могут учится) Из чего же состоит «ученье» Ваньки? (Ваньку не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих; его обижают и над ним издеваются) Почему же Ванька не ложился спать? Найдите и прочитайте отрывок к этой иллюстрации. Физкультминутка. в) Работа в парах. Прочитайте строки из Ванькиного письма деду, где говориться о полном отчаянии мальчика. «возьми меня отсюда, а то помру», «нету никакой моей возможности, просто смерть одна». г) Самостоятельная работа в тетради «Проталинки». А задание в тетради поможет нам проверить, какими внимательными вы были? Вывод: Бедность у крестьян была такая, что им нечем было прокормить своих детей. Чуть бывало, в беднейшей семье исполнится мальчику лет семь или восемь, родители отдают его в город, на фабрику, где за кусок хлеба приходится работать с утра до ночи. 8. Обобщающая беседа. Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась? (Учатся, не работают, Живут в семьях и т.д.) Скажите, а какие права нарушались по отношению к главному герою – Ваньке? (книга «Ваши права») Вывод: Родители, государство стараются, чтобы вы выросли настоящими людьми. А как вы думаете, каким вырастет Ванька? (Грубым, жестоким, живя в такой среде. Весь ужас Ванькиного положения в том, что нет никакой надежды на изменение жизни,) Чем заканчивается рассказ? (многоточием) Почему? (Это будущее, и мы знаем, что оно грустное. Чехов не может изменить условия жизни героя, вернуть его в деревню. Жизнь диктует свои законы.) Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? ( конечно не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это рождественская сказка, которой не суждено сбыться.) А моё мнение такое: я бы хотела, чтобы все мечты сбывались. Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают! 9. Итог урока С творчеством, какого писателя мы познакомились? Какие моменты из жизни Чехова вам запомнились? Назовите произведение, с которым познакомились. Что понравилось вам на уроке?. 10. Домашнее задание | |
|
Всего комментариев: 0 | |